Anywell начинает серию публикаций о том, что мотивирует украинский бизнес работать во время войны, откуда бизнесвумен берут ресурс и на что опираются.

Алена Масюткина,
Засновниця MILK KIDS

Очень сложно работать, когда переживаешь такую ​​нашу общую трагедию, чувствуешь эту глубокую боль, и сердце разбивается на кусочки от ощущения несправедливости, неприятия, злобы и ненависти к врагу, причиняющему такие страдания нашему народу.

Ответила сама себе на этот вопрос. Если мы живы, то мы должны двигаться вперед, ведь движение — это жизнь. Должны для себя, своей семьи, страны. Сейчас каждому из нас нужна помощь, так что только объединение, поддержка, принятие, добрые дела спасут нас, наших родителей и детей и не сломят наш победный дух и веру в счастливое будущее.


Лена Борисова,
СЕО «Сім’ї ресторанів Діми Борисова»


В самых тяжелых условиях, даже на войне, меня поддерживает любовь как главный закон моей жизни, моя внутренняя опора и мотиватор. Она проявляется во многих формах.

Это любовь к детям и моя ответственность перед ними. Что бы ни было, я должна обеспечивать их благополучие и безопасность. Они своей любовью держат меня, а я всегда делаю все для их счастья.


Любовь к мужчине. Мы в жизни много раз теряли все. Предыдущие испытания несравнимы с войной, однако они дали понимание, что при любых условиях мы найдем в себе силы продолжать.


Любовь к стране и делу всей нашей жизни. Да, сейчас бизнес, который мы строили более 10 лет, в невесомости. Несколько заведений в разных городах уничтожены до основания. Однако волонтерские кухни, которые работают с первого дня войны и готовят тысячи порций еды в день для военных и врачей, наши фантастические команды, возвращающиеся к работе в городах, как только для этого появляется возможность, — это то, что дает мне чувство любви. Я знаю, что несу ответственность перед огромным количеством людей, и это меня не удручает, а, наоборот, ободряет.


А еще я научилась быть себе домом. Где бы я ни была, учусь искать уют в себе, и тогда взаимодействие с окружающим миром становится менее болезненным. И я позволяю себе жить: есть вкусную еду, заниматься спортом, читать книги, находить несколько минут, чтобы посмотреть на небо, а не листать ленту страшных новостей. Это не значит, что мне становится безразлично. Просто я позволяю себе дышать.

Я знаю, что многие люди сейчас чувствуют вину. Я знаю, что не я виновата в том, что началась эта война. И я не могу лично ее прекратить. Однако я могу быть полезна там, где я, могу создавать ценности и рабочие места, платить налоги и организовывать волонтерскую деятельность. Когда идет такая страшная война, трудно, но необходимо находить мир в себе, чтобы стать опорой для многих небезразличных людей. И это сейчас мой выбор.


Светлана Павелецкая, СЕО Института когнитивного моделирования

Психика каждого по-разному реагирует на любые стресс-факторы. Как руководитель, я хорошо это знаю. Кто-то закрывается и выходит на связь только чтобы написать: «Все ок». Кому-то нужно время побыть в одиночестве, чтобы адаптироваться и вернуться в поток. У кого-то это срабатывает как challenge accepted, и включается второе дыхание.

Война — это стресс, умноженный на 10. Если не больше. И к нему прилагается еще тотальный страх неизвестности. Я поняла, что лучше всего будет соблюдать такие правила.

Что бы там ни было, даже через силу нужно заставлять себя делать привычные рутинные дела: готовить завтрак, ходить на прогулку, читать (действительно читать, а не только новостные чаты), заниматься спортом. Это именно то, что поможет вернуть ощущение стабильности и держать в рамках.


Сейчас команда ICM буквально разбросана по миру. Кто-то в Украине и во время тревог вынужден работать в убежище (безопасность прежде всего). Кто-то в Польше, Германии, Испании. Для каждого начался новый этап, в котором имеется точка А, но нет конечной точки. Моя задача как руководителя: дать моей команде четкую и понятную точку Б — цель, которая будет держать их в тонусе. В ICM — это крупные социальные проекты на информационном фронте: Ukraine NOW, Страна_инфо, международные коммуникации. Люди работают нон-стоп, иногда без выходных. Но точно знают, для чего, осознают свой вклад в приближение победы и знают, насколько их работа важна для миллионов украинцев.


Если вы тоже руководитель — помогите найти такую ​​мотивирующую цель вашим сотрудникам. Чтобы она была нитью-связью с нормальным миром. Которая будет занимать их разум, мысли и оттеснить негатив информационного поля.


Самая большая угроза сейчас — жить мыслями «вот уже после войны я… сейчас пережду месяц/два/год, и снова будет все хорошо». Синдром отложенной жизни сегодня известен многим. Представьте, ваш дом уже взорван, представьте, что там нет вашего офиса. Представьте, что дороги перекрыли и обратно — никак. Будет больно, будет хотеться рыдать, но чтобы двигаться дальше, порой нужно прожить в мыслях фаталистичный сценарий. Зафиксируйте себя в моменте «здесь и сейчас». Поставьте в голове блок на мысли «я сделаю это потом». Перестаньте корить себя из-за своих желаний. И планируйте жизнь в новых обстоятельствах. Если худшего сценария не случится, мы будем счастливы. Нет — у нас уже будет фундамент в новой жизни.

Неизвестность сегодня — это новые возможности. Осмотритесь вокруг. Визуализируйте желания и идеи. Начните их воплощать прямо сегодня. На работе, дома, наедине с собой.

Эти советы не отменяют и не обесценивают ваше право на собственные переживания, печали или временную отстраненность. Однако именно от вас зависит, настолько длинным будет этот период и как долго вы будете откладывать свою жизнь.


Мария Гаврилюк и Наталья Каменская, основатели бренда GUNIA Project 


Мария Гаврилюк: Мне помогает наличие большой цели. Я недавно перечитывала книгу «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, в которой автор рассказывает, что в самые сложные моменты жизни не опускать руки помогает именно цель. Мне очень резонирует это мнение. Я понимаю, что нас хотят и пытаются сломать, поэтому все, что нужно делать, это быть сильнее и строить бизнес, свою жизнь. Видеть свою великую цель, ради которой способен пережить все сложности.

Наталья Каменская: С начала войны я была в тонусе, потому что я была сама с ребенком в Киеве. Так получилось, что муж как раз был в командировке. Поэтому я сразу держала себя в руках, была собрана и не поддавалась панике — нужно было заботиться о ребенке, собаках. Надо было понять, что делать дальше и как себя вести. Первое время после начала войны я занималась семьей. 


Что касается работы и команды, я не могу сказать, что сейчас нахожусь в стопроцентном рабочем состоянии. Голова занята мыслями об Украине и происходящим в стране. Но именно мысли о том, как помочь Украине и людям, вернули меня на работу. Чтобы помочь, мы должны работать, заботиться о своей команде. Поэтому я вернулась и мыслями, и физически к работе. 


Маша была первой, кто пришел в себя. Она принялась активно действовать и собирать команду. Мы начали планировать, как нам быть дальше. На самом деле, наши работники оставались собранными сами по себе — спрашивали о работе, о «Гуне», о дальнейших действиях. Они даже не оставили нам возможности не думать о работе. Такой высокий уровень самоорганизации внутри команды — наше величайшее достижение. Поэтому наша команда является самым большим мотиватором для меня.


Алина Долинина, основатель бренда Have A Rest 

Дети — это очень весомый стимул продолжать жить, не останавливаться, делать все, что можешь. Бренд Have A Rest — тоже мой ребенок в некотором смысле. Поэтому я должна поддерживать его и заботиться о нем — это большой стимул не опускать руки. Главное понять, что владельцы бизнеса — это всегда, автоматически, многодетные родители. Нам нужно заботиться о команде, поддерживать сотрудников, которых мы собрали. Нам нужно работать, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается. Именно поэтому 10% от продаж чемоданов и аксессуаров мы перечисляем в благотворительный фонд «Твоя опора». Фонд запустил проект Help Ukraine. No war!», поддерживает больницы и помогает украинцам, пострадавшим во время военных действий. 

Большой мотивацией работать дальше также является реакция людей, их потребность, заинтересованность — ты понимаешь, что есть обратная связь от клиентов. То, что ты делаешь, важно и нужно даже в такие трудные времена. 

Мы работаем с марта, ведь у нас обязательства перед нашими любимыми путешественниками: теми, кто нуждается в чемодане для временного переезда, и теми, кто сделал предварительную оплату заказа, и перед кем у нас остаются экономические обязательства. 

Я считаю, что сложный период —– это всегда возможность развития бизнеса, нужно искать варианты работы и двигаться дальше. Например, попытаться развить бизнес в других странах, чтобы иметь возможность поддержать экономику Украины.