Фёдор Сердюк
основатель компании FAST, где обучают первой помощи

Забегая немного вперёд, расскажем вам, что в конце этого текста Фёдор Сердюк, наш эксперт, сооснователь Reskits и основатель компании FAST, где обучают первой помощи и пожарной безопасности, сказал очень простую и очень правильную вещь. «Если вы понимаете, что ситуация, где нужно оказать помощь, возможна, и на кону будет жизнь ценного для вас человека — почему бы не получить необходимый навык?»

В этом материале мы с помощью Фёдора разбираемся в теории первой помощи. Разобраться в практике вам придётся самостоятельно — но эта игра действительно стоит свеч, ведь в какой-то момент вы сможете спасти чью-то жизнь.


Что считается первой помощью и кто может её оказывать?

 

Это действия очевидца в экстренной ситуации, направленные на спасение жизни или устранения последствий для здоровья пострадавшего до прибытия врачей. 

Из этого определения можно сделать несколько выводов. Во-первых, первую помощь зачастую оказывают люди без медицинского образования . Во-вторых, это происходит внезапно, а не постепенно или запланировано, и добровольно. Вот это главное.


Откуда эти люди должны узнать, что им делать? Организации, у которых есть финансирование и экспертиза на основе исследований, верифицированных учёными и проверенными на практике, пишут определённые рекомендации — протокол. Вот на основании этого протокола составляются руководства, которые мы используем и благодаря которым чётко знаем: давать нашатырь при потере сознания неправильно, а вот производить массаж сердца при его остановке — правильно.


В случае с первой помощью ты принимаешь решение не исходя из общего багажа знаний, а руководствуешься абсолютно конкретными правилами.


Какие есть основные правила оказания первой помощи?

 

Есть такая практика, «закон доброго самаритянина». Она представляет собой свод правил, которые приняты в большинстве стран Западной Европы, США, Израиле — они могут называться по-разному, но суть одна. 

 

Основные положения и правила заключаются в следующих тезисах. Во-первых, безопасность спасателя должна быть превыше всего. Во-вторых, следует делать только то, чему ты обучен. В-третьих, нельзя оставлять пострадавшего до прибытия медиков — разве что это необходимо, чтобы позвать помощь или обеспечить собственную безопасность. В-четвёртых, если пострадавший способен отвечать на вопросы, нужно получить его разрешение на оказание помощи. Вот эти законы считаются базовыми. 


Самые опасные мифы о первой помощи

 

Я бы разделил их на две категории. Первая — мифы о том, как нужно действовать. Самый популярный из них — то, что человек может подавиться собственным языком во время приступа эпилепсии. Это неправда. Соответственно, ничего ему не надо засовывать в рот или разжимать челюсть. Дальше — миф о том, что пострадавшим обязательно надо давать нашатырный спирт. Более того, то, что при потере сознания человека обязательно надо привести в чувство, полить его водой, дать ему по щекам — это тоже ерунда. Если вы видите человека без сознания, его не надо приводить в себя. Иногда это невозможно, это всегда бессмысленно, иногда это опасно. 

 

«Если человек подавился, его нужно постучать по спине». Это тоже заблуждение — так делать не нужно, это может только усугубить ситуацию. Нужно понять, полное или частичное перекрытие дыхательных путей, и тогда уже действовать по протоколу.


Есть ещё целый комплекс мифов о помощи при травме. Главный из них в том, что человеку надо дать обезболивающее, иначе будет болевой шок. Но «болевой шок» — это Летучий голландец, это вымышленный синдром. Никто и никогда от такого не умирал. Ещё один — что жгуты опасны, что после них придётся отрезать руку, или придумка о том, что раны надо промывать спиртом. Тут я уже ухожу в детали, но эти заблуждения глубоко укоренились в сознании людей.


Вторая категория — это мифы о первой помощи в целом. Из этой серии, например, есть заблуждение о том, что первой помощи должны обучать врачи или что оказывать её должны только врачи. И он очень опасен. Первая помощь — вообще не про врачей. Это про людей без медицинского образования.

 

Ещё один: первой помощи можно обучиться по видео. К сожалению, это не так. Даже самые продвинутые страны мира используют либо смешанное обучение — частично онлайн или офлайн, — либо полностью выходят в офлайн. А ещё — будто бы первой помощи учатся раз и навсегда. Как любой навык, который вы не применяете ежедневно, этот тоже важно обновлять. 


Есть ли какие-то базовые и самые важные приёмы оказания первой помощи?

 

Сложно рассматривать один в отрыве от другого. Я сказал бы, базовые навыки — это алгоритм basic life support, то есть помощь человеку без сознания и при остановке сердца, дыхания, включая реанимацию и использование дефибриллятора. Ещё важный навык — остановки кровотечения методом прямого давления, наложение повязки или жгута и, возможно, иммобилизация позвоночника и шеи руками. Этого достаточно. Дальше есть ещё масса навыков, которые могут быть полезными, — начиная от накладывания шин и заканчивая эвакуацией человека из машины. Но самые критичные вещи мы перечислили.

 


Можно ли понять, что именно случилось с человеком, потерявшим сознание, чтобы оказать корректную помощь?

 

На этот сценарий есть готовый протокол BLS, или basic life support, о котором шла речь в предыдущем вопросе. Он состоит из формально определённых, точных и конкретных шагов. Сначала вы должны убедиться в собственной безопасности. Затем обращаетесь громко к человеку и проверяете, реагирует ли он — так мы поймём, что он без сознания. Если он не отреагировал, нужно позвать на помощь окружающих людей. Затем нужно открыть дыхательные пути, запрокинув голову назад, проверить дыхание, вызвать скорую и приступить к реанимации или повернуть пострадавшего в восстановительное положение и ждать.


Какая нужна экипировка? Насколько в Украине общественные места оборудованы необходимой техникой?

 

К сожалению, в Украине на данный момент нет инфраструктуры для оказания первой помощи. На бумаге мы страна, невероятно подкованная в оказании первой помощи. У нас, согласно закону, первую помощь знают все полицейские, работники железных дорог, проводники и стюардессы. Но это профанация: именно потому, что нет снаряжения для оказания помощи. 

 

В доступе у спасателей должны быть 2 критично важные вещи. Первая — аптечка для остановки кровотечений. Предоперационные смерти часто связаны именно с ними. Вторая — дефибрилляторы и наборы для реанимации, например, клапан-маска, перчатки, бритва. В США такие наборы есть во всех школах, на стадионах и в принципе в местах скопления людей. В Украине нет.


Но ситуация постепенно становится лучше: например, частные бизнесы уже начинают обеспечивать себя такими наборами. Им это выгодно. Просто потому, что жизнь — это выгодно, а смерть нет. И именно так и должно происходить.


Где учиться оказанию первой помощи?

 

Нужно найти частную компанию или НГО, инструкторы которой разделяют видение доказательной медицины, и научиться у них оказывать помощь по тому или иному протоколу. Хорошая идея — запросить сертификат о том, какой источник знаний у инструктора, какие стандарты они используют. 

 

В дальнейшем же, возможно, появится какой-то орган регуляции, который будет признавать легальными в Украине именно те компании и службы, которые действуют по международным стандартам. На данный момент такого нет, и преподавать первую помощь сейчас может фактически кто угодно. 


Какими законами и правовыми основами регулируется первая помощь? Что будет, если, скажем, я провожу реанимацию, а человек умирает?

 

Сейчас нет одной регуляции, к сожалению, которая могла бы полностью закрыть этот вопрос. Но мы ждём от парламента её принятия, ведь она уже давно разработана — это, по сути, украинская адаптация «закона доброго самаритянина». 


Сейчас правовой статус первой помощи следующий. Оказывать её легально. Есть инструкции о том, как это делать правильно, которые не противоречат международным стандартам. Понести ответственность за то, что всё было сделано правильно, но эти правильные действия имели негативные последствия (а такое тоже возможно), нельзя. Спасателя на данный момент защищает статья уголовного кодекса о крайней необходимости. Любые действия, совершённые, исходя из принципа крайней необходимости (то, насколько она действительно крайняя — уже компетенция суда), разрешены.


Но я не слышал об уголовных делах, которые велись бы в отношении спасателей. К счастью, понести ответственность за то, что спасал кому-то жизнь, очень сложно. Это, разумеется, если мы выносим за скобки намеренное желание причинить вред.


Если навыков оказания первой помощи нет, правильнее попытаться что-то сделать или всё же дожидаться скорой?

 

Это, конечно, вопрос с подвохом. Но почему бы не озаботиться получением необходимых навыков заранее? Если вы понимаете, что ситуация, в которой придётся оказывать первую помощь, вероятна, а человек, который окажется в беде — это не кто-то абстрактный, а ваш близкий и ценный человек?


Поэтому я не могу сказать: «Да, надо пытаться помочь», — в таком случае я возьму на себя ответственность за все неудачные действия необученных спасателей. Но я не могу и сказать: «Нет, ждите скорую», — тогда я буду поощрять поведение наблюдателя, который мог бы кого-то спасти, но не спас. Я скажу, что сознательному человеку стоит приложить все усилия, чтобы не оказаться в такой ситуации и быть способным оказать помощь. Просто потому, что ставка очень высока.