За последние пару лет в Украине открылись десятки балетных школ для взрослых, где предлагают научить основам классического танца тех, кто никогда им прежде не занимался. Полина Булат рассказывает о преимуществах и подводных камнях такого решения.

Инстаграм-аккаунт в пастельных тонах, тонкая, как тростинка, педагог, успевшая немного поработать в театре или ансамбле, соблазняют попробовать необычный вид тренировок. Ну и образ изящной, очень элегантной балерины в голове — а вдруг ещё не поздно приблизиться к идеалу?


Как человек, который лет 7 с разной интенсивностью занимается бок о бок с такими же любителями, уверенно говорю — поздно. Но попробовать обязательно стоит. Если не строить иллюзий, а сконцентрироваться на самом движении и ощущениях в теле, личный результат будет замечательным, какими бы ни были исходные данные. 

«Раньше слова „я“ и „физкультура“ не встречались в одном предложении, — говорит Марина Маевская, редактор, которая занимается балетом уже 11 лет. — Благодаря классике я открыла для себя кайф движения и в итоге попробовала множество физических занятий: и народный танец, и йогу, и бег, и гимнастику на полотнах, и TRX, и сноуборд. Во всём нашла своё удовольствие». 


Классический танец и правда целиком про движение. Не столько потому, что вы что-то исполняете, а из-за того, что каждая клетка тела находится в постоянном напряжении, помогая вам сохранять ось. Как придворное искусство, балет отражает западноевропейское представление о красоте и благородстве через вертикаль — устремление ввысь. Отсюда так называемая «постановка корпуса» или aplomb — ключевые понятия в классическом танце. «Правильно поставленный корпус — основа для всякого pas, — писала легендарная Агриппина Ваганова. — Сказать, что танцовщица вполне развила свой aplomb, можно лишь тогда, когда она настолько овладеет корпусом, что умеет, стоя на одной ноге, длительно выдерживать одну позу».

Не факт, что, занимаясь балетом любительски, вы будете стоять на ноге действительно долго, но высиживать день в офисе станет гораздо легче. Знакомые будут узнавать вас по осанке, а сами вы будете дышать глубже и ощущать своё тело очень живым.

«Часы практики — ничто в сравнении с эмоциональным ужасом, который иногда начинает преследовать балерину, когда она изучает своё отражение», — делилась в мемуарах прима New York City Ballet Гелси Кёркланд. Так что, занимаясь классикой, не попадайте в плен зеркала. Балет крайне неестественен для человека, потому профессионалов и готовят с раннего детства: заново формируют их телесный опыт, чтобы в дальнейшем артист концентрировался не на технических, а на художественных аспектах танца.


Вам такое давление ни к чему. Начав заниматься «для себя» во взрослом возрасте, вы не будете выглядеть лебедем даже спустя годы. Поэтому думайте прежде всего о пользе, которую танец приносит вашему телу, радуйтесь, обнаруживая и расширяя его потенциал, прислушивайтесь к себе и растворяйтесь в движении. Всё равно ваша форма изменится к лучшему — станет гармоничнее, чётче, без перегибов в сторону каких-то отдельных мышц. 

Искусственностью балетных движений часто оправдывают его травматичность. Действительно, едва ли вы встретите артиста, у которого не было травм, однако все они связаны с перегрузкой. Балерина Валерия Побединская, недавно основавшая фонд помощи профессиональным танцовщикам Worn Pointes, среди основных и самых серьёзных называет надрывы и разрывы сухожилий, связок, менисков, трещины коленной чашечки, плюсневых суставов, подъёмов, грыжи в позвоночнике, смещения дисков, протрузии, износ суставов. «Конечно, случайности бывают, но в основном травмы получают ожидаемо. Долго болит, артист терпит, работает, и в какой-то момент организм не выдерживает», — рассказывает Валерия.

Любителям, которые проводят в зале по 1,5 часа 3 раза в неделю, ничего подобного не грозит. Многое зависит от преподавателя: при таком режиме занятий единственная «правильная» боль — это крепатура.

«Классика может навредить, если неправильно ею заниматься», — подтверждает педагог с 20-летним стажем Игорь Таранущенко, который также ведёт занятия для непрофессионалов. В его школе уроки строятся по методу Агриппины Вагановой, а ученики делятся на классы по уровню сложности, начиная с самого первого, где учатся правильно стоять у станка. «Канва урока для профессионалов и любителей абсолютно одинаковая — не мы её придумали, не нам её менять. Другое дело, что непрофессионалы продвигаются медленно, им многое нужно разжёвывать, иногда прорабатывать индивидуально. Профи схватывают быстро, но у них другая мотивация», — делится педагог. 


Валерия Побединская советует новичкам попробовать занятия на фитболах и progressing ballet technique, основанную на балетной гимнастике Бориса Князева, чтобы начать чувствовать своё тело. «Очень важно не забывать как самим любителям балета, так и педагогам, к которым они приходят, что это искусство связано с физическим трудом и преодолением собственных физических возможностей. Большие прыжки и пуанты с первых дней, конечно, приведут к травмам», — говорит Валерия.

Забавно, но многие считают, что балет — это, прежде всего, шпагат. Девушки хотят пойти на танцы, чтобы заполучить хорошую растяжку. Но сама по себе растяжка не поможет заниматься лучше, если у вас нет сил удерживать разворот.

Хорошие новости в том, что балетный экзерсис помогает равномерно прорабатывать силу, выносливость и эластичность мышц, а также гибкость суставов. В уроке соединяются упражнения на динамическое и статическое сокращение мышц, чередуются темпы и амплитуда движений. Тело целиком разогрето в течение всего занятия, а при повышении температуры увеличивается степень растяжимости мышц и соединительных тканей. К тому же небольшая активная растяжка сразу после класса помогает не только сесть на заветный шпагат, но и восстановить силы — вы удивитесь, насколько выносливее покажетесь себе на следующем уроке. 

Побочный эффект от занятий классикой, по словам Игоря Таранущенко, в том, что его ученики начинают лучше разбираться в искусстве: «Раньше они ходили на балет и видели сказку, но теперь отличают хорошее от дурного и готовы смотреть не каждый спектакль». Марина Маевская свой зрительский опыт расценивает как дополнительную мотивацию: «Бывает, смотришь что-то хорошее в театре, и в стопах начинает покалывать: когда уже на занятие пойдёшь?»