Чтобы раздобыть еду, нашим древним предкам приходилось хорошенько потрудиться: наточить копьё, найти мамонта, сойтись с ним в неравном бою и при этом выйти победителем. Неудивительно, что они были не очень переборчивы в еде и редко занимались составлением своего рациона с учётом необходимых нутриентов. Нам же повезло жить в мире, где всех мамонтов уже убили за нас, а овощи — окультурили и приготовили.

Вот человечество наконец и начало задумываться: а что из всего этого многообразия подходит лично мне? Нужно ли мне есть мясо или перейти на рыбу? Можно ли мне съесть булку на ночь или лучше ограничиться яблоком? Так вот, поиском ответов на такие вопросы и занимается нутригенетика: учёные, которые работают в этой сфере, анализируют код ДНК человека и составляют по нему личные диеты.


Дарья Лосева
соосновательница украинского сервиса Myhelix

Мы встретились с Дарьей Лосевой, соосновательницей украинского сервиса Myhelix, который предоставляет индивидуальные рекомендации в питании с помощью анализа генов, и узнали у неё — что это за штука, как она действует и насколько полезной может быть.


Что такое нутригенетика и как она работает?

Генетика — наука о наследственности и изменчивости. С её помощью можно узнать свои генетически сильные и слабые стороны здоровья. Нутригенетика изучает те варианты генов, которые отвечают за усвояемость и детоксикацию нутриентов. Она может указать на недостающие элементы пазла в общей картине организма, многие из которых легко компенсируются правильным питанием. Но это не разовые изменения: новому стилю и образу жизни нужно следовать постоянно, недостаточно будет просто один раз ударить по морковке или семенам льна. Если человек генетически предрасположен к нехватке какого-то вещества, она будет оставаться на протяжении всей жизни, и компенсировать недостаток можно будет разными продуктами, которые содержат это вещество.

 


Несмотря на стремительное развитие генетики, функции генов ещё не изучены до конца. Но есть ряд генов, которые уже крепко связаны с конкретными признаками — например, с метаболизмом фолиевой кислоты. В зависимости от того, какой набор генов у человека, можно сделать вывод, насколько хорошо его организм усваивает отдельные вещества. И уже дальше с этими знаниями необходимо что-то делать.


Сервис Myhelix и аналогичные ему дают людям чёткий план действий в зависимости от их генетических особенностей. «Мы не можем сказать: „Судя по вашему тесту, вам нельзя употреблять морковь и помидор“, — говорит Дарья Лосева. — Это не так работает. Но мы можем сказать: „Вероятнее всего, вам будет не хватать фолиевой кислоты — поэтому вам нужно есть вот такие продукты, в которых её  много“». Результат генетического теста будет нуждаться в дополнениях: общих анализах крови, аллергических пробах, в конце концов, человек может просто испытывать личную иррациональную неприязнь к какому-нибудь продукту.


Все эти данные суммируются, анализируются, и на их основе прописываются подходящие рецепты — с математической точностью.


Ещё одно направление работы нутригенетики — возможность заметить у человека риск развития определённого заболевания. Чтобы этому помешать, предлагается диета, которая является международно доказанной профилактикой этой болезни. Например, специально для людей, страдающих Альцгеймером, разработали MIND-диету: в неё входят овощи, орехи, бобовые, вино и морепродукты — учёные выяснили, что у пожилых людей, которые употребляли рыбу не реже раза в неделю, лучше сохранялись мышление, память и речь. А если у человека есть склонность к заболеваниям сердца, ему лучше обратиться к DASH‑диете — в её основе фрукты и овощи. И, кстати, её эффект связывают ещё и с профилактикой депрессивных расстройств.

 


Что умеют определять на нутригенетических тестах и как именно это происходит?

Генов, ответственных за питание, очень много, и Myhelix решили отойти от типа исследования «один ген — один признак». «Это не совсем правильно, — объясняет Лосева. — Мы не можем сказать, как у человека усваиваются жиры, только по одному гену — даже если он ключевой. В наших тестах мы анализируем как можно больше вариантов генов для выдачи одного признака».


Что может определить такой тест? Обычно акцент делается на признаки, по которым есть достоверные данные. Это, например, усваивание витамина D, фолиевой кислоты, цинка, кофеина, липопротеидов низкой и высокой плотности. Впрочем, данные постоянно обновляются и информации становится всё больше — соответственно, и количество деталей о пищеварении, которые можно узнать и использовать для составления диеты, растёт.


Информация про ДНК содержится во всех клетках, в которых есть ядро — собственно, почти во всех, потому что безъядерных клеток у нас не так уж и много (эритроциты). Для анализа в Myhelix со внутренней стороны щеки берётся буккальный эпителий, а затем в лаборатории выделяется ДНК (сначала её нужно очистить от лишних веществ) и проводятся реакции на необходимые варианты последовательностей.

 


А сейчас — соберитесь — будет сложно, но интересно. Итак, в результате всех этих манипуляций исследователи получают RS гена. Если использовать термины, RS — это обозначение всех полиморфизмов по референсному сиквенсу человека. Что это даёт учёным? RS говорит о том, что на конкретном промежутке конкретных нуклеотидов у человека находится, например, азотистое основание аденин (А). Но известно, что в норме здесь должен находиться парный комплекс цитозин-цитозин (СС) — значит, если там не он, белок уже будет синтезироваться из этого гена как-то по-другому. Таким образом проверяются все известные участки генов и их вариации.


Почему невозможно — и вряд ли будет возможно   — составить одну универсальную диету для   всех?

Всё просто: при составлении диеты необходимо учитывать как можно больше факторов. Конечно, ужасно хочется упростить всё и создать одну оптимальную схему питания, но увы: генетика как раз и говорит о том, что мы все очень разные и уникальные. Нельзя очень быстро найти ответ на все вопросы по поводу питания — к этому нужно привыкнуть.


Поправлюсь ли я от сладкого, полезен ли мне кофе, можно ли мне есть картошку? К сожалению, чтобы ответить на эти вопросы, нужно заниматься изучением себя и выстраивать собственные отношения с едой. «Если я знаю, что у меня нет риска диабета и всё нормально с глюкозой, то могу съесть пирожное, и ничего жуткого со мной не случится, — говорит Лосева. — А для кого-то это может быть критично. Вот возьмём даже курение: у некоторых людей продукты полураспада после сигарет выводятся быстро, а у кого-то — медленно. Именно поэтому мы встречаем и здоровых девяностолетних дедушек, которые курят всю жизнь, и людей, которые начинают курить и через 5 лет зарабатывает рак лёгких. Разумеется, курение — это вредно вообще, но даже оно по‑разному влияет на разные организмы».


Сказать по генетике, что кто-то предрасположен к растительной диете, а кто-то — к животной, нельзя.


Но есть детали: если вы отказываетесь от мяса, нужно особенно внимательно относиться к своему рациону, чего вегетарианцы, честно говоря, часто не делают. При этом у человека может быть генетическая тенденция к нехватке В12 — и, если он веган, это уже двойная проблема, потому что недополучает витамин из животной пищи и в принципе склонен к его нехватке. С этой точки зрения — да, есть люди, которым менее «удобно» быть вегетарианцами.


Что ещё важно осознать? На диету не «садятся». Точнее, вы уже, по сути, на ней сидите: диета — это ваш способ питания. Вы едите киноа и запиваете смузи? Это диета. Ужинаете в McDonald’s и пьёте пиво перед сном? Всё равно диета. Так что можно питаться неправильно, можно — сбалансированно, а можно выяснить, чего именно не хватает вашему организму, и немного ему помочь.