У Лоры Дерн был большой год: она сыграла сразу в двух фильмах, оказавшихся в списках номинантов на «Оскар», и уехала домой со своей первой статуэткой. Рассказываем, как героини Дерн становятся образцом сильных женщинтех, на которых хочется быть похожей, когда вырастешь.

Голливудский ребёнок

Путь Лоры Дерн к славе не был тернистым: ей не приходилось обивать пороги кастингов или мечтать об удачном знакомстве. Хоть это и не убавляет её талантов, Дерн с детства была в киносообществе: её родители — Дайан Ладд и Брюс Дерн, известные голливудские актёры. Среди родственников со стороны отца — американский драматург Арчибалд Маклиш, женатый на племяннице Хичкока, а её мама — двоюродная сестра драматурга Теннесси Уильямса. 

Гостями в их доме всегда были именитые личности: Марлон Брандо, Джек Николсон, Джейн Фонда и многие другие.

«Я никогда не проводила время со скучными людьми, — признаётся Лора. — Я никогда не обедала с кем-то, о ком подумала бы: „О, этот человек — зануда“».

Дерн рассказывает, что с детства мечтала быть актрисой и впервые появилась на экране в 6 лет. Уже вторым фильмом для Дерн стала лента Мартина Скорсезе («Алиса здесь больше не живёт»). А её первая главная роль была в фильме «Лисы» с Джоди Фостер в 13 лет.

В 1986 году Дерн начала сниматься у Линча, а в 1992 она вместе с матерью была номинирована на «Оскар» за фильм «Слабая Роза» (это был первый случай в истории, когда в числе номинантов были два члена одной семьи). 

Последней заметной ролью на тот момент был фильм «Парк Юрского периода» в 1993 году, после чего карьера Дерн пошла на спад. Она продолжала сниматься, но не имела громкого успеха за исключением фильма «Дикая», за роль в котором получила номинацию на «Оскар» как актриса второго плана.

#Dernaissance

После затишья карьера Дерн пережила второе восхождение в 2017 году после выхода сериала «Большая маленькая ложь» от НВО, где она сыграла бизнес-вумен Ринату Кляйн. 

Эта роль стала настолько яркой и преподнёсшей Дерн в новом свете, что породила хештег #Dernaissance, ознаменовавший возрождение Лоры Дерн. Героиня Дерн — сильная, властная жена и заботливая мать, отчаянно пытающаяся защищать своего ребёнка. Если сначала она кажется стервозной карьеристкой, то вскоре раскрывается как ранимая жена, с которой у Дерн много общего.

Раскрытие персонажа Дерн в сериале произошло, когда ей пришлось остаться без денежных средств. Фраза «I will not not be rich», сказанная ею обанкротившемуся мужу, породила мем.

«Нам всем нужна наша внутренняя Рината, — говорит Дерн. — Люди всё время подходили ко мне и цитировали эту фразу. Я говорила им: „Тебе это было нужно. Это не моё, а твоё“. И именно это прекрасно в Ринате. Она пробуждает то, что мы хотим сказать, но не решаемся».

Удачный год и «Оскар»

В этом году Лора, ребёнок Голливуда, снимавшаяся у Линча и Скорсезе, состоящая в дружеских отношениях с половиной киноиндустрии, поработала с двумя ярчайшими представителями инди-кино: Ноем Баумбахом и Гретой Гервиг. И сыграла, как единогласно признали критики, одни из лучших своих ролей в карьере.

И вновь героини Дерн — хрестоматийные сильные женщины: Мэри Марч, воспитывающая четверых дочерей не в самые лёгкие времена, в фильме «Маленькие женщины», и Нора Фэншоу — адвокат героини Скарлетт Йоханссон в «Брачной истории», которая заботится о своих клиентах настолько сильно, насколько отчаянно уничтожает их супругов. 

«Нора — главный винтик в этой системе, — говорит Дерн, — Дело в том, что они могли бы сделать это совсем по-другому, если бы не один персонаж».

Дерн всегда была той, кто стремился изменить культуру отношения к женщинам. «Помню, как в детстве я болтала с подругой и сидевший рядом парень сказал мне: „О, я знаю, что ты за девушка“, — говорит Дерн, — Я удивилась: „Что? Что ты имеешь в виду?“ Он пояснил, что девушки бывают двух типов: те, с которыми хочется переспать, и те, на которых хочется жениться. По его словам, я была из тех, на ком хочется жениться, а моя подруга — той, с кем можно было только переспать. Эта история вызвала во мне такие бурные чувства! Как будто я не могла управлять сексуальностью, быть, кем я хочу».

Монолог о всё той же несправедливости, сказанный Дерн в «Брачной истории», стал едва ли не главной речью за весь фильм:

«Мы можем принять несовершенного папу. Посмотрим правде в глаза, идея хорошего отца появилась только 30 лет назад. До этого отцы должны были молчать и отсутствовать, быть ненадёжными и эгоистичными. Да, мы можем сказать, что хотим видеть их другими, но на каком-то базовом уровне мы принимаем их. Мы любим их за их ошибки. Но люди абсолютно не принимают те же недостатки в матерях. Мы не принимаем это структурно, и мы не принимаем это духовно, потому что основа иудео-христианина — что бы ни было, Мария, Мать Иисуса, и она совершенна. Она — девственница, которая рожает, неизменно поддерживает своего ребёнка и держит его мёртвое тело, когда он умирает. Но папы там нет!».

Дерн признавалась, что это была самая сильная героиня, которую ей приходилось играть. Отчасти потому, что раньше не писали таких персонажей. «Люди говорят мне: о, ты сыграла таких сильных женщин в этом году! Да, потому что есть столько сильных женщин вокруг. Женщины — генеральные директора, главы финансовых компаний и адвокаты по бракоразводным процессам. Их не было ещё 15 лет назад», — рассказывает Дерн.

Во время получения статуэтки «Оскар» Дерн поблагодарила родителей и Ноя Баумбаха за самую сильную роль, которую ей довелось сыграть.

«Ной написал фильм о любви, и о преодолении разногласий во имя семьи и дома, и, мы надеемся, для всех нас во имя нашей планеты. Некоторые говорят, что мы не получаем наших героев свыше, но я считаю, что, если вы действительно благословлены, вы получите их, как своих родителей», — сказала Лора.

Использованы фото AnOther Magazine S/S20. Photography by Willy Vanderperre, Styling by Olivier Rizzo