Елена Подгорная,
генетик, кандидат биологических наук


Псориаз – это хроническое неинфекционное заболевание, поражающее кожу человека. У больных на руках, спине и волосистой части головы появляются красные сухие пятна, которые сливаются между собой, образуя псориазные бляшки. Псориаз не относится к смертельно опасным болезням, однако его тяжелые формы могут заметно ухудшать качество жизни человека.

Псориаз часто развивается в возрасте 15–35 лет, но может появиться и в любом другом возрасте. Приблизительно 10–15% больных псориазом заболевают в возрасте до 10 лет. 

С точки зрения генетики псориаз – очень разнообразное заболевание. Оно часто передается по наследству: наследуемость, по данным эпидемиологических исследований, оценивается в 60–90%. Семь из десяти пациентов, у которых псориаз диагностировали в детстве, имеют семейную историю этой болезни. Если один из близнецов болеет псориазом, то для второго риски достигают 73%, если речь идет о монозиготной паре, и 12–20% в дизиготной паре. Это говорит о том, что чем ближе родство, тем больше вероятность возникновения заболевания.


Известно, что псориатические поражения отличаются от здоровой кожи на клеточном уровне. Они характеризуются измененной дифференцировкой кератиноцитов и неполноценной кератинизацией, в том числе и нарушением образования ороговевшего слоя клеток. Потеря воды через кожу у больных псориазом больше, чем у здоровых. Хотя основной молекулярный механизм этой особенности пока не ясен, считается, что причина – в кератиноцитах, которые не справляются с возложенной на них задачей по поддержанию барьерной функции кожи.

Известно, что псориатические поражения отличаются от здоровой кожи на клеточном уровне

Сами кератиноциты рогового слоя в здоровой коже погружены в липидный матрикс, который поддерживает барьерные функции кожи. При развитии псориаза количество липидов снижается, и, следовательно, барьерная функция нарушается. Синтез белков в роговом слое оказывается разбалансированным по сравнению со здоровой кожей. Многие гены, мутации в которых приводят к развитию псориаза, входят в комплекс генов дифференцировки эпидермиса кожи.


Из-за относительно высокой наследуемости псориаза по всему миру было проведено немало генетических исследований – искали гены, влияющие на риск развития заболевания. 

Исследования геномов пациентов с псориазом показали, что, скорее всего, это не одно заболевание, а несколько схожих. Такой вывод не стал неожиданным для ученых. Известно, что у пациентов псориаз появляется в разное время: либо в молодом возрасте, либо после 40 лет. Соответственно ученые разделили псориаз на подтип 1 и подтип 2, которые оказались различны и генетически.


Однако генетические факторы риска – это не приговор. Если у человека есть вариант гена, ассоциированный с риском псориаза, это еще не значит, что заболевание у него разовьется. Здесь важны и внешние факторы: они могут играть роль пусковых механизмов.

Сейчас особое внимание уделяется разработке новых лекарственных препаратов с учетом знаний о  генетических механизмах болезни.

Лекарственная терапия каждому пациенту будет подбираться на основании его уникальных характеристик. Это значит, что благодаря такому подходу удастся назначить правильный препарат для конкретного пациента в правильной дозе и в нужное время. 

По материалам:

Mahil S.K., Capon F., Barker J.N. (2015). Genetics of psoriasisDermatol. Clin. 33, 1–11;

Villarreal-Martínez A., Gallardo-Blanco H., Cerda-Flores R., Torres-Muñoz I., Gómez-Flores M., Salas-Alanís J. et al. (2016). Candidate gene polymorphisms and risk of psoriasis: A pilot studyExp. Ther. Med. 11, 1217–1222;

Foulkes A.C. and Warren R.B. (2015). Pharmacogenomics and the resulting impact on psoriasis therapiesDermatol. Clin. 33, 149–160;

van Smeden J., Janssens M., Gooris G.S., Bouwstra J.A. (2014). The important role of stratum corneum lipids for the cutaneous barrier functionBiochim. Biophys. Acta1841, 295–313;

Sahle F.F., Gebre-Mariam T., Dobner B., Wohlrab J., Neubert R.H. (2015). Skin diseases associated with the depletion of stratum corneum lipids and stratum corneum lipid substitution therapySkin Pharmacol. Physiol. 28, 42–55;

Sutherland A., Power R.J., Rahman P., O’Rielly D.D. (2016). Pharmacogenetics and pharmacogenomics in psoriasis treatment: current challenges and future prospectsExpert. Opin. Drug Metab. Toxicol. 12, 923–935;