Практически каждый из нас хотя бы раз задумывался над практиками медитации. Кто-то из-за тревожности, кто-то из-за панических атак, кто-то из-за бессонницы. Сначала всегда возникает вопрос: «Все ли я делаю правильно?» или «С чего начать?»

Мы расспросили обо всем, что казалось неизвестным о медитации, Аюрведе и ее методах. Действительно ли медитировать надо всем или только по специальному случаю? Ответил на вопросы невролог, доктор Аюрведы и Су-Джок, рефлексотерапевт Виктор Мацишин. 2 декабря Виктор — спикер на форуме для женщин WOMEN POWER FORUM. Можно посетить форум и лично послушать специалиста.


— Медитация будет полезна всем или только людям с конкретным запросом? Что такое трансцендентальная медитация?

Мой ответ — медитация полезна всем. Но перед этим давайте разберемся, что такое медитация. Слово «медитация» в переводе с латыни означает «размышлять». Но в самом термине «медитация» не заложена ее сущность. Если сравнивать с понятием «медитация», то это если человеку, у которого есть проблема, сказать: «Вам нужна таблетка». Слово «таблетка» не дает нам понять, в чем будет суть терапии. Поэтому, если об этом говорить, то медитаций много. Можно их насчитать более 100. Их можно разделить на три основные группы. Среди них есть практики концентрации, это очень популярные виды медитаций, которые сейчас много практикуют и которым обучают. Вторая группа медитаций — это созерцание. Тоже очень хорошие. Особенно когда человек переживает какое-то острое состояние, тяжелый период и ему нужно как-то отвлечься. И третья группа медитаций — это практики спонтанного самотрансцендирования. Именно к этой группе относится техника, которой я учу. И возможные комментарии, которые я буду предоставлять относительно эффекта и потребности, будут касаться именно техники «трансцендентальная медитация». И вообще, если понятие «медитация», а возможно и «трансцендентальная медитация», описывать, то я бы начал с того, что она для меня, и я бы хотел, чтобы это понимал человек, который ей обучается. Что это технология. Можно это назвать — навык, умение. Это как тренажер для нервной системы. Однако это не то, во что нужно поверить. Это не религия, это не философия, и это не то, что требует изменения образа жизни. Я бы даже подчеркнул, что это очень естественный процесс, к которому нам не нужно прикладывать усилия, что-то контролировать, концентрироваться. Нам просто нужно дать ему возможность состояться. И само обучение медитации — это создать условия для того, чтобы это произошло.

Современный мир очень технологичен. Фактически прогресс, который мы видим, напрямую зависит от технологий. А технологии с каждым годом усовершенствуются. Это влияет на то, что жизнь все больше ускоряется, интенсивность растет. Человек в этой ситуации оказывается слабым местом, каждый в отдельности. И для того, чтобы себя реализовать, чтобы идти в ногу со временем и реализоваться в достижениях современности, эта техника очень эффективна. Она помогает нам привнести состояние, которое мы называем «пробужденное спокойствие». То есть это состояние, когда мы одновременно достигаем очень глубокого расслабления и на фоне глубокого расслабления не засыпаем. То есть мы пробуждены, и это пробуждение даже нарастает. Снимая электроэнцефалограмму или функциональное МРТ, мы можем увидеть, какая часть мозга наиболее активна, а какие части, напротив, во время медитации успокаиваются. Поэтому эту технику трансцендентальной медитации — я бы советовал хотя бы узнать о ней! — каждому человеку. Если дать характеристику этому термину, то трансцендентальная медитация — это простая умственная техника, которой занимаются дважды в день, сидя в удобном положении с закрытыми глазами. И благодаря этим 20 минутам мы достигаем уникального состояния глубокого расслабления, пробужденного покоя. Это происходит благодаря тому, что умственная активность во время медитации начинает утончаться. А поскольку разум и тело между собой тесно связаны, то тело начинает расслабляться. И в результате расслабления в теле происходят процессы очищения, восстановления, оздоровления, омоложения. Растворяются глубоко укоренившиеся стрессы. И когда мы возвращаемся в привычную жизнь после медитации, мы себя начинаем чувствовать гораздо лучше, гораздо эффективнее. А если еще максимально сузить влияние медитации — это инструмент для того, чтобы научиться управлять своим умом. Или уметь его держать под контролем. Но это не связано с усилиями воли. Это тот навык, который реализуется благодаря натренированности нервной системы, которую мы достигаем во время регулярной практики трансцендентальной медитации.


— Как начать медитировать, если это делаешь впервые?

Если человек осознал, что он должен что-то в жизни изменить или научиться чему-то, и в своих поисках он выбрал трансцендентальную медитацию, то перед тем как начать медитировать, он проходит несколько подготовительных шагов. Первый: это вводная лекция, где ему более подробно нужно объяснить, в чем суть этой медитации, каковы влияния и ожидания от этой медитации, научные исследования, проведенные и подтверждающие ее эффективность. Второй шаг — это объяснение механики практики, в чем ее суть, каким образом реализуется эффект от медитации. Здесь мы погружаемся в тонкости, особенности и отличия от других практик медитации. И здесь мы объясняем, как подготовиться к самому курсу обучения и планируем время для занятий. Само обучение занимает четыре дня. Продолжительность каждого занятия — от часа до двух. Первое занятие — индивидуальное. То есть человек приходит на подобранное для него время. Следующие три дня, мы их называем «дни проверки», идут подряд. К примеру, мы в понедельник начинаем обучение, когда человек приходит индивидуально. Во вторник, среду и четверг мы тоже планируем примерно по полтора часа времени на каждое занятие. После такого курса человек дальше может практиковать самостоятельно. Он за этот курс получит и понимание, и опыт, и первые результаты от практики. Это очень комфортно, оптимистично, обнадеживающе, и не нужна вера, потому что это работает само собой. Но не всегда бывает, что человек может выделить четыре дня, а потребность научиться велика. Тогда как подготовительную можно попробовать технику, которую можно освоить за 10–15 минут. Для этого нужно просто сесть в комфортном положении, закрыть глаза и понаблюдать за своим дыханием, не пытаться активно отгонять мысли и не пытаться о чем-то активно думать. Просто наблюдать, как естественно мы вдыхаем-выдыхаем, не вмешиваясь в этот процесс. То есть не пытаться дышать замедленно, задерживая дыхание, или не пытаться быстро выдыхать, замедляя вдох. Даже в этой ситуации почувствовать себя в роли зрителя, наблюдающего за этим процессом. Бывает, что это не так просто, как кажется. Но мы советуем 3–5 минут в течение некоторого времени, два-три, а то и пять раз в день попрактиковаться. Это подготовительно.


— Нужно ли медитировать детям?

Дети, где-то с 5 лет и до 10, учатся детской технике, помогающей им искать поддержку и сопротивление в себе. Это очень хорошие инструменты. Если родители медитируют и хотят, чтобы их дети тоже медитировали, то для детей до 10 лет есть специальная техника. А после 10 лет ребенок уже проходит курс обучения для взрослых на четыре дня, а дальше практикует сам. А дети до 10 лет проходят короткую учебу на один день.


— Как начать знакомство с Аюрведой?

На сегодняшний день достаточно много информации в интернете. Есть и книги, но их не так много, и не все из них я советовал бы. Поэтому, пожалуй, лучше всего было бы консультироваться с практикующим Аюрведу. Это не философия, это практические знания, это практическая наука. Поэтому, чтобы не разочароваться, лучше пообщаться с теми, кто использует Аюрведу профессионально в жизни, дает рекомендации и советы и добивается результата. Это могут быть разные курсы, могут быть семинары или мастер-классы. Мы воспринимаем Аюрведу как пришедший к нам из Индии подход к здоровью (кто-то так и говорит, что это индийская народная медицина), я здесь не совсем согласен. Индия — это просто то место, где это знание сосредоточилось и находилось «на хранении». Поскольку в самой Индии есть музеи Аюрведы Вайдьяратнам в Керали и есть экспозиция, где представлено происхождение Аюрведы, но сами индусы утверждают, что это знание принесли люди с Севера. Там есть изображение такого «казака» на белом коне, с широкими плечами, бледной кожей, мускулистого — изображение мужчины, очень близкого к скандинаву. Известно, что в древности скандинавы эмигрировали и через наши земли, там, где было Триполье, затем в Иранскую цивилизацию. Это все фактически были территории, где это знание оставило свой след и сконцентрировалось в Индии. И до последнего времени существовало в локальном проявлении. Аюрведа была адаптирована к культуре, к образу жизни, к стилю жизни, к климатическим условиям. Но, по сути, Аюрведу можно адаптировать к любому климату, к любым условиям, к любой культуре. И в этом большая заслуга Махариши Махеш Йоги, который это знание принес, как и технику трансцендентальной медитации, на Запад. Он просто собрал вокруг себя самых выдающихся в то время специалистов по Аюрведе, которые, приехав на Запад, увидев особенности жизни людей здесь, смогли адаптировать эти знания. И Аюрведа здесь нашла свое применение. Я слышал много историй от врачей, которые в то время проходили эту учебу и были даже немного растеряны в начале: «О чем они говорят, эти индусы?» А когда начинали практиковать, то видели, как это хорошо работает. Поэтому я бы сказал, что это глубокое знание, древнее знание. А если предположить, что оно всегда было, сколько существует человечество? И происхождение — это «веда», можно сказать, тот уровень Вселенной, который есть вне времени. То есть это та реальность, которая содержит в себе безграничный потенциал творчества, энергии, непобедимости в концентрированном виде, как в зип-файле. А потом в какой-то момент он разархивируется. И уже появляется в виде каких-либо знаний. Аюрведа тем и интересна, что она не имеет отношения к тому, как мы привыкли это воспринимать спустя время. Что кто-то это придумал, кто-то сделал еще лучше, а кто-то вообще опроверг. Аюрведа — это не изменившееся знание, хотя ему более 3000 лет при самых грубых подсчетах. Хотя, я думаю, что оно гораздо древнее — у нас есть тексты Аюрведы, которым 3000 лет, и за это время тексты эти не изменились. То есть за это время никто не смог ничего возразить или поменять.


— Чем особенная аюрведическая диета? Что можно и что запрещено есть во время нее?

Суть аюрведической диеты не в том, чтобы что-либо запрещать, а в рациональности. То есть умении управлять своим питанием, учитывая все свои пожелания. Не возражать: «Нельзя!». Скажу прямо: Аюрведа — это наука не о запретах, это наука о мере. Научиться для себя и понять: в какое время, в какое сезон, в каком возрасте, для какой конституции тот или иной продукт подходит больше или меньше. И мы должны понять свою особенность и конституцию — а это я отнес бы к уникальному моменту Аюрведы, я не встречал этого в других подходах, но в Аюрведе это основа основ. То есть мы не можем двигаться в плане рекомендаций и советов, давать схемы лечения или оздоровления, если не понимаем конституцию. Конституция здесь ключевой элемент. Научиться этому очень просто. Нужно только немного времени. Чтобы добиться успеха, нужно немного поработать: и чтобы научиться ездить на велосипеде, и чтобы научиться играть на музыкальном инструменте. В Аюрведе нужно тоже немного подучить терминологию. У нас есть курс, который мы специально создали, чтобы все это разложить. Поэтому можно так сказать: запретов я здесь вообще не видел. А вот научиться все делать правильно и сбалансированно — это да. Это, наверное, и особенность, и ответ на то, запрещено или не запрещено.

— Почему вы выбрали именно аюрведическую медицину?

Я ее не то чтобы выбрал. Просто в то время, когда я уже оканчивал медицинский университет, я познакомился с этими знаниями. И была возможность к тому времени учиться. В Украине был ведический университет Махариши, в который приезжали инструкторы, обучали, проводили курсы. Мне это было любопытно. Я учился, хотя и не видел себя аюрведическим врачом в будущем, — это давало широту понимания, чего, например, к сожалению, нет в современном подходе западной медицины. И когда я уже начал практиковать, я видел, что многие вещи, которым не учат современного врача, нужны человеку. Например, если острый болевой синдром, вспомогательными являются обезболивающие препараты, противовоспалительные нестероидные, анальгетики, противоотечные препараты, витамины. Но, например, когда человек уже вышел из острой фазы, уже перешел в фазу, как мы называем, подострую, или даже человек переходит в фазу ремиссии. Когда боль исчезла, но ощущение скованности остается, очень эффективны методы Аюрведы. Они дают растянуть период ремиссии и даже могут привести к полному выздоровлению. Ну и, конечно, сегодня большой запрос на то, чтобы быть здоровым. То есть когда человек не идет к врачу, только когда болезнь напоминает, что уже пора, а когда человек сознательно делает свой выбор и говорит: «Я бы хотел знать, как управлять своим здоровьем». И в Аюрведе на этот счет, думаю, есть полный набор. Поэтому Аюрведа просто дополнила мою практику. По времени, которое я трачу на современную медицину, неврологию и Аюрведу, сегодня последняя занимает подавляющее большинство времени. И это связано с тем, что Аюрведа — это очень естественно, комфортно и очень эффективно.


— В каких случаях лучше выбирать именно аюрведические методы лечения?

Во всех случаях, я считаю, есть место для Аюрведы. Бывает, если случай острый, там, где нужен быстрый результат, в таких фазах я советую добавить какие-нибудь современные методы для снятия боли или прекращения кровотечения, например. Или если какое-нибудь острое инфекционное вирусное или бактериальное заболевание. Но параллельно можно добавлять некоторые средства для нормализации пищеварения или снятия напряжения в мышцах. И как только мы достигаем стабилизации, переходим в так называемое подострое состояние, дальше можно благодаря аюрведическим методам продолжать. Также я бы советовал Аюрведу, наверное, как терапию выбора, использовать при хронических заболеваниях для того, чтобы предупреждать рецидивы, то есть обострение основного заболевания, чтобы сделать более длительную ремиссию, то есть бессимптомный период. Я бы сейчас, например, в период, когда мы проживаем в условиях большого стресса и явно возникает потребность в поддержании организма, очень советовал Аюрведу, а именно группы препаратов, которые называются расаяна. Расаяна — это то, что питает организм, поддерживает его. То есть не просто снимает симптом, подавляя или стимулируя какую-то функцию, а препараты, которые питают, наполняют. И для нервной системы такие препараты есть. В Аюрведе это травяные препараты. Некоторые препараты даже использует западная фитотерапия. Бывает, что о них немногие знают и не возникает желания их использовать. Но наш опыт за это время показывает, что они очень хорошо помогают. Особенно если объединить это с аюрведическими процедурами. А как правило, это очень приятные процедуры, напоминающие SPA. К примеру парные техники. Их иногда называют словом «массаж», но это очень узкое их понимание, потому что на самом деле это терапия. Делается она двумя техниками Аюрведы — техники панчакармы. Это масляные синхронные движения по телу. Продолжается такая процедура обычно примерно час, и за это время глубоко прорабатывается тело, промасливание идет в теле. Это оказывает влияние на энергетические зоны и марман-зоны. Марман-зоны — это зоны, которые можно назвать «контактами» тела с уровнем, обеспечивающим поддержание здоровья тела, его жизнедеятельности. В процессе жизнедеятельности эти центры могут ослабнуть. А когда мы делаем эти процедуры, то за счет промасливания мы как смазку туда приносим — в те места, которые «пересохли». Это дает возможность улучшиться процессу обмена веществ. Улучшается микроциркуляция, восстанавливается трофика, питание тканей. И это в целом очень положительно отражается на самочувствии человека.


— Еще недавно мы могли наблюдать достаточно скептическое отношение к Аюрведе. Изменилось ли это сегодня?

Я думаю, что да. Поскольку был период, когда Аюрведа была очень популярна, была чем-то новеньким и многие люди, к тому времени практиковавшие Аюрведу, сами не имели опыта. Возможно, это вызвало некоторый скепсис и у врачей. На сегодняшний день у нас есть очень много пациентов/клиентов, среди которых и врачи. И наш опыт за эти 20 лет очень развился. У нас работают многие специалисты с медицинским образованием, которые поверили в этот метод, потому что увидели, как это работает, увидели результат. Многие люди также посещали Индию или другие страны, где используются схожие методы лечения. И потому Аюрведа, я считаю, на сегодняшний день заняла очень достойное место. И я вижу тенденцию, что Аюрведа будет пользоваться популярностью все больше и больше. Я для себя открываю взаимосвязи между терминологией Аюрведы, которая, возможно, для врачей иногда не очень ясна, и современными знаниями. Если мы интерпретируем термины Аюрведы в контексте современных знаний, это очень существенно снимает имеющиеся препятствия. И когда мы получим это понимание взаимосвязи, это открывает перспективы к очень широкому ее внедрению. Поэтому сейчас мы видим существенное улучшение ситуации с Аюрведой в целом. Как в Украине, так и по всему миру.


— Какие методы Аюрведы самые действенные и дают наилучшие результаты?

Вы знаете, наверное, это очень радикально — так задавать вопросы о методах Аюрведы. В Аюрведе есть системность, есть поэтапность. Это отличие Аюрведы. Может быть, даже не отличие, а пример. Так должно быть повсюду. Если мы используем тот или иной метод на правильном этапе, тогда он всегда будет эффективным. Например, если у человека плохо работает пищеварение, а мы ему хотим дать лекарство, которое должно его поддерживать, питать, то это лекарство, в нашей современной интерпретации мы называем его витамины, они не дадут эффекта, даже могут навредить. И аллергия может возникнуть, и побочные эффекты от приема таких препаратов. А если восстановить пищеварение, помочь организму стабилизировать процесс переваривания пищи, а затем дать витамины, они всегда сработают. То есть мы в Аюрведе можем распознать, в каком состоянии приходит человек. И если человек приходит с нарушением пищеварения, мы не можем начать использовать какой-нибудь метод, пока не приведем к балансу пищеварения. А когда мы привели к балансу пищеварения, мы начинаем использовать методику, которая будет «агни дипа» — то есть разжигать огонь пищеварения. А потом уже можем начать те терапии, которые нам уже известны. Такие, как панчакарма, очистительные процедуры. И это всегда будет очень эффективно в свое время. Если это делать наоборот, то, конечно, это не просто неэффективно, но и может навредить человеку. Поэтому это следует иметь в виду, быть осторожным, чтобы получать хорошие результаты от Аюрведы.


— Ваши три главных совета для женщин, как сохранить свое здоровье.

В первую очередь — высыпаться. Я бы даже сказал, не просто высыпаться, а следить за правильным режимом сна. То есть ложиться спать около десяти. Легко просыпаться утром даже раньше запланированного. Это идеальный вариант. Здоровый сон, который должен давать отдых, — это первый совет. Но даже здоровый сон не всегда нам может в этом помочь, особенно учитывая нашу реальность. Поэтому я советую также рассмотреть вариант практиковать трансцендентальную медитацию, поскольку она компенсирует недостаток отдыха и позволяет убрать накопившуюся усталость, напряжение, возникшее в результате недосыпания.

Второй совет — это адекватная физическая активность. Всегда должна быть утренняя зарядка 5–10 минут. Такая зарядка оказывает очень положительное влияние на пробуждение нервной системы. Прогулки — кардионагрузки, как их сейчас любят называть. Это очень положительно влияет на состояние сосудисто-сердечной системы, эндокринной системы. И периодические занятия фитнесом. Может, даже больше силовые какие-то нагрузки. Два-три раза в неделю. Очень умеренно. Это помогает стабилизировать иммунную систему. Таким образом, это позволяет поддерживать в хорошем состоянии свое здоровье. Поэтому вторая группа советов — это физическая активность, которая включает в себя три направления.

И третья — это наслаждаться здоровой и вкусной едой. Я хочу даже подчеркнуть — не следовать диете, не пытаться выбирать особые продукты, а наслаждаться. Если вы наслаждаетесь, это предполагает, что вы будете есть в правильное время со здоровым чувством голода и адекватным аппетитом. Делайте это, сидя в хорошем месте или в хорошей компании. Во время этого вам ничего не мешает и ничего не отвлекает, никакие внешние факторы. Вы пережевываете еду, вы наслаждаетесь вкусами. Вы съедаете то количество, которое вам нужно, и после еды ощущаете прилив энергии, ощущение внутреннего баланса. И это в комплексе создает нужный базис для хорошего здоровья, самочувствия, чувства счастья и наслаждения от жизни.


Запрошуємо 2 грудня на WOMEN POWER FORUM!
15 спікерів, 700 учасників та 10 годин корисної інформації!

Де: Pochayna Event Hall, просп. Степана Бандери, 23, 3 поверх 

Коли: 2 грудня, 9:00