И почему это вообще необходимо

У «Оскара» есть одна проблема — несмотря на весь престиж этой кинопремии, с каждым годом церемонию награждения смотрит всё меньше людей. Возможно, причина в том, что наше поколение уже отвыкло от длинных телетрансляций: зачем тратить всю ночь на просмотр бесконечного события, если с утра можно просто загуглить результаты, посмотреть фотографии лучших нарядов и почитать парочку аналитических материалов? 

Ещё одна потенциальная причина того, что «Оскары» постепенно теряют свою актуальность, — то, что вкусы киноакадемиков всё больше отличаются от предпочтений самих зрителей.


Так уж исторически сложилось, что большинство киноакадемиков — белые гетеросексуальные пятидесятилетние мужчины, которые любят примерно те же фильмы, что и наши родители: прямолинейные военные драмы, красиво поставленные исторические картины и трогательные истории о мужчинах-героях.


А вот молодые люди всё больше интересуются темами вроде социальной справедливости, выискивают новые работы малоизвестных, но талантливых постановщиков и следят за тем, чтобы сюжеты фильмов были не только захватывающими, но и прогрессивными.

Поэтому после того, как в 2016 году «Оскар» раскритиковали за отсутствие инклюзивности и повышенное внимание к уже признанным белым постановщикам и актёрам, киноакадемия поставила себе благородную цель — увеличить количество женщин, представителей этнических меньшинств и ЛГБТ-людей среди своих членов. 

С тех пор действительно чувствуется прогресс, но номинации 2020 года в очередной раз показывают, что до идеала далеко. Разбираемся, за что можно хвалить и ругать «Оскар» в этом году.


Мужской праздник


Среди номинантов на лучшего режиссёра в этом году внезапно оказались одни мужчины: Мартин Скорсезе («Ирландец»), Тодд Филлипс («Джокер»), Сэм Мендес («1917»), Квентин Тарантино («Однажды… в Голливуде») и Пон Чжун Хо («Паразиты»). Конечно, большинство из этих постановщиков несомненно заслужили свои номинации, но очень странно, что среди их компании не оказалось, например, Греты Гервиг, которую критики единогласно хвалили за режиссёрскую работу в «Маленьких женщинах».

Возможно, тут проблема не только в том, что киноакадемики принципиально не хотят голосовать за женщину-режиссёра — а в том, что «семейные» или «девичьи» истории традиционно считаются менее «серьёзными», чем эпосы о войне или об истории самого Голливуда.


Поэтому большинство картин-номинантов в этом году как раз и рассказывают о тяжёлой жизни мужчин: в «Джокере» мы видим борьбу одного человека против системы, например, а в «1917» наблюдаем за героическим подвигом двух юных солдат.

 А вот драма Лорен Скафарии «Мошенницы с Уолл-стрит», несмотря на однозначную любовь критиков, осталась без номинаций — судя по всему, киноакадемики не сочли тему этого фильма достаточно «серьёзной». К слову, Грета Гервиг в недавнем интервью назвала этот феномен «иерархией историй»: по её словам, консервативные зрители больше всего ценят фильмы о насилии между мужчинами. 

С другой стороны, приятно то, что даже самые «мужские» картины в этом году хотя бы пытаются проанализировать или деконструировать феномен токсичной маскулинности: «Ирландец», «Форд против Феррари» и «1917» рассказывают о парнях, которые пытаются переосмыслить свою роль в мире и быть хоть немного лучше. Ещё один приятный момент — то, что среди лучших режиссёров всё же оказался режиссёр-кореец Пон Чжун Хо. Хотя бы теперь киноакадемию нельзя упрекнуть в том, что все номинанты-постановщики — белые американцы.


Слишком много белых актёров


Среди двадцати актёрских номинаций в этом году девятнадцать досталось белым актёрам — такого перекоса не наблюдалось ещё с 2016 года. Конечно, можно сказать, что вся проблема в индустрии: мол, с актёрами другого происхождения просто снимают мало хороших фильмов, так что и номинировать некого.


Но это не совсем правда — Люпита Нионго блестяще сыграла двух героев в невероятно успешном ужастике «Мы» Джордана Пила, Аквафина очаровала критиков своей игрой в драме «Прощание», а Эдди Мерфи замечательно исполнил главную роль в биографическом фильме «Меня зовут Долемайт». Ещё одна актриса, которая могла бы сражаться за «Оскар» в этом году, — латиноамериканка Дженнифер Лопес, которая выдала действительно мощный перформанс во всё тех же «Мошенницах с Уолл-стрит»

Конечно, невозможно номинировать на «Оскар» всех талантливых актёров, но в этом году ситуация выглядит действительно странно — тем более если учесть, что Скарлетт Йоханссон получила сразу две номинации, за «Кролика Джоджо» и за «Брачную историю». Особенно обидно за актёрский состав «Паразитов» — критики вовсю расхвалили ленту, но никто из каста не получил номинацию. Поговаривают, что вот за этим действительно стоит настоящий бытовой расизм — скорее всего, мало кто из членов киноакадемии вообще запомнил имена актёров-азиатов.

А вот Люпиту Нионго, скорее всего, не номинировали по другой причине — ужастики вообще редко получают внимание от киноакадемии, даже если это глубокие ленты с политическим подтекстом и блестящим сценарием.


Позитивные моменты


Несмотря на все спорные номинации, за что-то «Оскары» можно и похвалить. Во-первых, за смелое решение номинировать «Паразитов» не просто в категории «Лучший иностранный фильм», а на главную награду года.

Знаю, это понравилось не всем членам киноакадемии — одна из участниц анонимного опроса The Hollywood Reporter жаловалась на то, что «Оскар» зря раздают кому-то кроме американских постановщиков.

Во-вторых, радует то, что киноакадемия искренне полюбила «Кролика Джоджо» (у ленты всего шесть номинаций, среди которых и «Лучший адаптированный сценарий») — это решительная и бескомпромиссная антивоенная сатира, ещё и от режиссёра-маорийца.

В-третьих, хоть сама Грета Гервиг и не получила номинацию за режиссуру, её «Маленькие женщины» могут потенциально получить целых шесть статуэток. Так или иначе, такой успех точно убедит большие студии почаще браться за истории не о военных подвигах, а о простой жизни девушек. 


Ну и четвёртый позитивный момент — то, что среди лучших актёров этого года затесался Антонио Бандерас, сыгравший открытого гея в автобиографической ленте «Боль и слава» Педро Альмодовара. Возможно, пока «Оскары» недостаточно инклюзивны, но они потихоньку начинают присматриваться к фильмам вне Голливуда, и это очень радует.