Запутанные корни любимого праздника


Рождественский период — самое сказочное время в году: мы наконец-то позволяем себе отдохнуть, радуем близких подарками (а себя — вальяжными прогулками по магазинам), пересматриваем любимые новогодние фильмы и наслаждаемся вездесущей атмосферой тепла, сказки и ностальгии. Согласно исследованиям, примерно 2 миллиарда людей считают этот праздник главным торжеством в году — причём некоторые из них даже не считают себя религиозными. Но мало кто отвлекается от предпраздничной суеты и всерьёз задумывается о том, откуда взялись наши любимые рождественские обычаи и традиции. А зря — у этого праздника гораздо более загадочная и странная история, чем можно было предположить.


Древние корни праздника


Середина зимы была периодом торжеств ещё с доисторических времён. Зимнее солнцестояние ассоциировалось с перерождением и надеждой, ведь оно означало, что самое холодное время уже позади, скоро будет больше дневного света и тепла. Древние жители Скандинавии в это время традиционно праздновали Йоль — пир света, возрождения Одина и огня. Чтобы помочь богам разогреть замёрзшую землю и ускорить приход весны, они зажигали гигантские костры, которые могли гореть на протяжении целой недели. 


Для европейцев конец декабря и начало января были идеальным временем для праздников — в декабре обычно убивали большой рогатый скот, чтобы не кормить животных на протяжении зимы, так что свежего мяса хватало на всех. К тому же в это время обычно открывали запасы сваренного за год пива, так что всё было готово к общенародным празднованиям.

Римской империи повезло с погодными условиями — в декабре было ещё достаточно тепло, чтобы наслаждаться результатами урожая. На середину зимы выпадали сатурналии — масштабные и шумные пиры в честь бога Сатурна.

Гедонистическое празднование начиналось 17 декабря и длилось целую неделю — причём гуляния достигали такого размаха, что общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, а преступников на время освобождали от наказаний. К слову, некоторые рождественские традиции когда-то были элементами древнеримских сатурналий — например, римляне тоже украшали свои дома омелой и обменивались подарками.


Почему ранние христиане были против Рождества


Сейчас это звучит удивительно, но древние христиане даже не подумали бы праздновать Рождество — более того, они бы даже сочли этот праздник богохульным. Дело в том, что церковь воспринимала празднование дня рождения как языческую традицию и лишнее проявление гедонизма. Теологи считали, что гораздо правильнее отмечать дни смерти великомучеников и святых, ведь земная жизнь им казалась чем-то вроде маловажной прелюдии к настоящему бессмертию. Так что главным торжеством для римских христиан была Пасха — день, с которого началась «истинная» жизнь Иисуса. 

К тому же в Библии не упоминается дата рождения Христа, так что даже если бы ранние последователи новой веры хотели праздновать Рождество, то им пришлось бы долго спорить насчёт правильного дня. Вопрос решился благодаря Папе Юлию I, который решил убить двух зайцев: разрешив верующим праздновать Рождество 25 декабря, он не только добавил новый праздник в календарь, но и «вытеснил» языческие традиции сатурналий. Правда, изначально Рождество не было настолько уж масштабным торжеством — это был очередной церковный пир, который сочетал в себе религиозные смыслы и давние народные ритуалы. 

Дуальность праздника достигла своего апогея в Средневековье: европейцы сначала шли на утреннюю мессу, а потом устраивали разгульный карнавал, на котором напивались до беспамятства, исполняли неприличные танцы и объедались сладостей. Славяне, к слову, тоже отмечали Рождество — в этот день было принято смотреть сценки из жизни Христа, ходить на праздничные ярмарки и водить хороводы. А главное — 7 января заканчивался пост, так что можно было устроить торжественное пиршество.


Как Оливер Кромвель украл Рождество


Естественно, праздничный гедонизм не мог не разозлить некоторых европейцев. Когда Оливер Кромвель и его последователи-пуритане захватили власть в Великобритании в 1645 году, они начали полноценную кампанию против декадентства, лишней роскоши и бессмысленных праздников. Рождество тоже посчитали чем-то богохульным и аморальным, так что праздник был официально запрещён. Ещё строже были пилигримы, приплывшие в Соединённые Штаты — они настолько осуждали зимние праздники, что американцы не праздновали Рождество вплоть до 1870 года. 

Впрочем, когда праздник наконец-то снова оказался законным, англоязычный мир воспринял его немного прохладно — Рождество ассоциировалось с какими-то безумными народными традициями, а не с уютными посиделками и подарками. Реабилитировала это день литература: благодаря усилиям американца Вашингтона Ирвинга и британца Чарльза Диккенса праздник стал символом надежды и доброты. Ирвинг написал «Историю Нью-Йорка», в которой рассказывал о якобы древних рождественских поверьях — на самом деле он сам их придумал, — святом Николае, который дарит детям подарки, и летающих оленях, которые парят над городом.

Чарльз Диккенс тоже придумал несколько обычаев, которые сейчас считаются обязательными атрибутами Рождества: идея о том, что в этот праздник нужно есть индейку, впервые появилась именно в его «Рождественской истории». 


Санта Клаус и ёлочные украшения


Как мы уже выяснили, Вашингтон Ирвинг впервые озвучил идею о том, что святой Николай вручает детям подарки на Рождество. Но откуда взялся образ весёлого и бородатого Санты? Это всё дело рук американского общественного деятеля по имени Клемент Кларк Мур, написавшего поэму «Ночь перед Рождеством», в которой детально описаны внешность и повадки святого Николая. Так как святой Николай считался главным патроном голландских эмигрантов в Америке, со временем его имя начали выговаривать на голландский манер — «Сантаклаас». Этот образ окончательно укрепился в сознании американцев, когда вышла иллюстрированная версия «Ночи перед Рождеством», в которой были яркие рисунки румяного и добродушного дедушки Санты. Затем похожий персонаж начал появляться в праздничных рекламах «Кока-Колы», и весь мир начал воспринимать Санту как центральный символ Рождества. 

А вот идея украшенных ёлок существовала задолго до Ирвинга и Диккенса. Считается, что первое праздничное дерево поставили ещё в далеком 1419 году — одна из гильдий Фрайбурга решила так порадовать жителей городка. Ёлку украсили пряниками, яблоками и печеньем, а поставили её на центральную площадь как раз 24 декабря — правда, тогда в этот день праздновали вовсе не Рождество, а пир Адама и Евы. Собственно, ель должна была символизировать древо познания. Украшенные деревья стали настолько популярными, что в некоторых городах Европы начали строго наказывать нарушителей, которые покупали больше одной ели на семью.

Складывать под ёлкой подарки — действительно королевская традиция, ведь её изобрела сама королева Виктория. Дело в том, что принц Альберт очень любил украшенные деревья, так что супруга начала прятать под ёлку небольшие рождественские презенты. Когда об этом услышали британские аристократы, началось настоящее помешательство — все начали обмениваться подарками не на Новый год, как обычно делали раньше, а именно на Рождество. В Украине эта традиция появилась уже в XIX веке, правда, продержалась недолго — вплоть до Октябрьской революции.

Александра Рынк