В конце прошлого года мы подвели велнес-итоги 12 прошедших месяцев. И для этого спросили у вас, кого из украинских деятелей в сфере велнеса вы считаете наиболее успешными. В категории «Образование и наука» победила платформа онлайн-обучения Prometheus.


Мы поговорили с её сооснователем Иваном Примаченко о том, что сделало Prometheus таким, какой он есть, и как проект изменил самого Ивана. Спросили, как научиться учиться (и узнали о преградах, подстерегающих на этом пути и как их обходить), о его собственном опыте, а еще об отдыхе и вине.


Prometheus пошёл шестой год. Каковы его основные достижения?


Если говорить о цифрах, то на Prometheus обучается более миллиона зарегистрированных пользователей. На платформе создано и запущено более 120 курсов. Мы запускали проекты с разными партнёрами — от Microsoft и Ernst&Young, Совета Европы и ОБСЕ и до украинских Минэкономики, Prozorro, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и многих других.

Но главное достижение, пожалуй, в другом. Когда мы начинали, никто не верил, что массовые онлайн-курсы на украинском могут быть успешны, что можно создать огромную платформу, на которой будут учиться украинцы. А сейчас это факт и воспринимается как обыденность. На мой взгляд, это ощущение обыденности и есть главный успех.


Если же говорить о том, какие проекты, по нашему мнению, были суперуспешными, то я бы хотел выделить несколько. Мы перевели «CS50: Основы программирования» — пожалуй, лучший в мире курс на эту тему от Гарвардского университета. На двух его сессиях зарегистрировались уже около 175 тысяч слушателей, университеты начали вводить его как основной офлайн-курс обучения. У нас даже был кейс, когда в Магдалиновке — посёлке городского типа в Днепропетровской области — его изучали школьники. Если бы несколько лет назад мне кто-то сказал, что дети в школе будут учиться по гарвардской программе, я бы подумал, что это фантастика. А сегодня это реальность.

Второй повод гордиться — то, что мы смогли привлечь к онлайн-обучению госслужащих. У нас обучается около 200 тысяч учителей со всей страны, госслужащие проходят повышение квалификации. Они могут пройти курсы лучших украинских преподавателей или переведенный курс западного университета и получить сертификат, который будет засчитан и признан официально. Я думаю, это уникальная история даже по мировым стандартам.

Третье — на мой личный взгляд, это проект, который мы делали совместно с Министерством образования. Курсы подготовки к ВНО для школьников с временно оккупированных территорий. Они оказались очень эффективными, на них регистрировались сотни тысяч школьников — конечно, не только с оккупированных территорий, но очень много и оттуда.


Каковы ваши личные итоги этого периода жизни?


Хороший вопрос. Это были действительно очень интересные пять лет. Всё начиналось с абсолютного нуля. К этой идее люди относились с огромным скепсисом относительно того, что украинцам в принципе нужны массовые онлайн-курсы. Были ещё предостережения, что создание такой платформы требует полумиллиона, а по факту миллиона долларов. Сумма звучала нереальной.

Но оказалось, что мы можем это сделать. Сначала символическими средствами, на волонтёрах, а затем мы начали собирать бюджеты и постепенно превратились в одну из самых больших неприбыльных общественных организаций Украины с воздействием на миллион человек. Думаю, это была суперважная эволюция.

Ещё одним знаковым событием для меня был год обучения в Стэнфорде — я прошёл на Ukrainian Emerging Leaders Fellowship.

Он был трансформационным. В Стэнфорд сложно попасть, учиться тоже нелегко. Но когда лучшие люди в профессии работают рядом, понимаешь, что тебе, наверное, надо пересмотреть фундаментальные взгляды на неё. Многое из того, что я буду делать в Prometheus и вокруг него, вызвано этим годом обучения.

Отдельный момент — что всё это требует личной эволюции. Ты должен начать работать эффективнее, а для этого качественно отдыхать и восстанавливаться. Иначе просто не потянешь такой объём работы. Это огромный стимул к личностному росту.


Кстати, как восстанавливаться после сложной работы?


Есть несколько очень важных моментов. Первый — конечно, физическая активность, старое доброе кардио. В моём случае в последний год это бег. Я наконец научился нормально бегать и теперь свои 5–6 километров делаю регулярно. Для меня это базис, одновременно и снимает стресс, и даёт энергию.

Второй момент — возможность со стороны посмотреть на себя, отстраниться. Может помочь и медитация как практика созерцания своих мыслей и эмоций, и психотерапия как элемент контроля стресса и оптимальной адаптации. Это необходимо для работы в чрезвычайно высоком темпе.

Третий момент — для меня лично стало суперважно вводить работу в жёсткие рамки и оставлять запланированное время для регулярного отдыха. Когда ты только начинаешь стартап, есть соблазн работать нон-стоп: без ограничений, без выходных, по вечерам. Но это истощает, и максимум через несколько лет обнаруживаешь, что находишься на грани выгорания и работаешь неэффективно. Хобби, отдых, встречи с друзьями — не так важно, что делать, важно придерживаться этого графика.


Читайте также: Образование на диване: 5 познавательных онлайн-ресурсов


Чего украинцам не хватает, чтобы учиться регулярно и постоянно?


Я бы не сказал, что украинцы в этом плане хуже представителей других стран. Но выделил бы несколько моментов, которых, наверное, не хватает всем нам, независимо от страны.

Во-первых, это план и регулярность. У всех время от времени возникает острое желание учиться. Мы покупаем книгу, регистрируемся на онлайн-курс, несколько дней или недель учимся, а потом бросаем. На самом деле нужно спланировать процесс и работать постоянно. Системность намного эффективнее драматических рывков.

Во-вторых, мы сейчас много говорим об обучении в течение всей жизни, lifetime learning. Но обучение с точки зрения науки об обучении может быть только активным. Под этим подразумевается включение в обработку и практикование информации и приобретенных навыков. Слушать лекцию онлайн или офлайн, читать книгу, общаться с коллегами — это пассивное обучение.

Чтобы обучение было активным, с полученными знаниями надо что-то делать. Элементарно, сделать конспект. Выполнить задание, подумать, как знание можно использовать в жизни, и пытаться это делать. Параллельно анализировать, получается или нет. Если вы пытаетесь освоить знания, это активное обучение.

В-третьих, люди не хотят инвестировать в обучение, а то, что можно получить бесплатно, для них имеет низкую ценность.

Цена и инвестиция, между прочим, — это не только о деньгах, но и, например, о времени и усилиях. Если для того, чтобы попасть на курс, надо написать заявку, он становится более ценным. И здесь возникает проблема. Существует много бесплатных или очень дешёвых возможностей для обучения: онлайн-курсы, книги. Они доступны, стоит только протянуть руку. Но мы так привыкли не ценить доступное, что теряем массу возможностей для обучения мирового уровня. Лучше заплатим деньги, чтобы пойти на семинар или лекцию специалиста хорошего, но не лучшего в мире, чем бесплатно учиться на курсе Стэнфорда. Нам так нужна мотивация, что мы готовы соглашаться на что-то не такого высокого качества. С этим надо работать.


Сколько времени нужно тратить на обучение, чтобы оно было эффективным?


Регулярность всегда важнее количества. Вы всегда должны понимать, сколько времени можете постоянно этому уделять. Ключевое слово — «постоянно», по крайней мере в ближайший год. И тогда честно говорите себе: «Я могу уделять только два часа». Окей, два часа качественного обучения еженедельно в течение года — это лучше, чем спринт по пять часов еженедельно, но только две недели. Лучше выбрать темп, который вы действительно сможете выдерживать. Возможно, со временем получится ускориться, но для начала лучше меньше, но регулярнее.


Какой курс из тех, что вы проходили, оказался самым сложным и как вы с ним справились?


Одним из самых сложных был CS50. Это вообще, на мой взгляд, самое сложное, что может быть, — столкнуться с образом мышления, который тебе совершенно незнаком. Его надо усваивать как парадигму видения мира. Если у тебя есть категориальный аппарат и мыслительные модели, материала может быть много, он может быть сложным, но ты можешь его усвоить. А здесь надо было начинать с алгоритмического мышления. Плюс было много заданий, и они были сложные. Курс начинается легко, но быстро становится сложным. В середине курса на выполнение заданий у меня уходило по 15–20 часов чистого времени.

Меня держали на курсе и не дали его бросить несколько вещей. Во-первых, я постоянно узнавал что-то новое и получал навыки, а это приятно. Со временем появляется азарт, и тебе хочется победить. Кстати, очень важно концентрироваться на вещах, которые делают курс захватывающим, а не на проблемах. Если не хочешь видеть за негативом приятное и полезное, закончить обучение будет очень сложно.

Во-вторых, когда я попадал в тупик, искал ответы. Заходил на форумы и читал или спрашивал, и мне отвечали. Понимание, что другие люди тоже имели сложности с определенным моментом, очень поддерживает и мотивирует.

В-третьих, я не ограничивался курсом. Если я чего-то не понимал, искал ответы сам. Гуглил, параллельно читал учебник. Иногда что-то сказанное другими словами усваивается лучше. На CS50 были прекрасные преподаватели, но некоторые объяснения для меня лично были более удачными.

Но на самом деле есть ещё одна важная вещь, которую следует понимать. Мозг и психика адаптируются к обучению, как мышцы адаптируются к тренировкам. Учебную нагрузку со временем нужно увеличивать, и мозг будет к ней привыкать.

Человек, который хочет научиться новому и стремится сразу получать прогресс, ошибается, ведь для этого нужен развитый навык.

Процесс усвоения новых знаний часто бывает дискомфортным. Неподготовленный человек не может выйти на стадион и пробежать 10 километров. С учёбой так же. Бывает, люди думают, что они не способны к обучению, когда у них что-то не получается. На самом деле нет, надо просто продолжать. Если вы давно не учились, к этому нужно подходить как к физическим упражнениям. Начинайте потихоньку, и с каждым днём ​​и неделей будете прогрессировать.

Пользуйтесь достижениями науки об обучении. А именно курса «Как научиться учиться» — самого популярного в мире. Мы перевели его на украинский, он доступен. Больше не надо экспериментировать и что-то самостоятельно выдумывать. Достаточно пройти его, почитать книги и начать практиковать — эффективность этих методов доказана наукой. Я рекомендую всем, кто планирует начинать учиться, начать именно с того, чтобы понять, как же, собственно, это надо делать.


Какой курс вы слушаете сейчас?


Читаю о переговорах. У меня сейчас не очень много времени на обучение, потому что его занимает работа. Но недавно прошёл курс о вине на Master Class. На этой платформе можно слушать курсы от экспертов-практиков мирового уровня. Тот, который проходил я, был от одного из самых известных винных критиков. Я бы не сказал, что курс идеальный или совершенный, но фановый и интересный.


Какое у вас теперь любимое вино?


С практической точки зрения я очень ценю молдавское Purcari, в частности Freedom Blend. С точки зрения соотношения цены и качества это, пожалуй, одно из лучших доступных на украинском рынке. А если говорить о любимом, то для меня лично это Yarden Syrah. Это качественное израильское вино. Люблю сира, или, как его называют, шираз. А это вино выдающееся, его надо пробовать.