Украинская актриса и владелица двух ресторанов — Vicini и «Гости» — Алёна Лавренюк рассказала о том, почему полные залы кинотеатров в основном собирают развлекательные фильмы, чем отличается работа на съёмочной площадке в Украине и за рубежом, как она восстанавливается после длительных гастролей и что сделала для того, чтобы её семья питалась здоровой едой.

Алёна, уже через несколько дней состоится вручение «Золотой Дзиги». Фильм с вашим участием «Горная женщина на войне» включён в номинацию «Лучший фильм года». Каковы ваши ожидания?

Конечно же, я ожидаю получить награду. Это кино действительно заслуживает того, чтобы его заметили. Кстати, франшизу купил Голливуд, Джоди Фостер хочет продюсировать фильм и, естественно, играть главную роль. Поэтому я надеюсь, что кинокритики оценят ленту по достоинству. Это кино, которое нравится и зрителям, и критикам. Прокат в Украине был не очень хороший, но для артхаусного кино результат довольно неплох.

Это была ваша первая роль в артхаусном кино?

Да. Но я надеюсь, что сыграю ещё в артхаусе.


То есть вам близок такой формат?

Мне близко то, где есть интересный материал. Артхаус — это само по себе нестандартно. Как правило, меня видят в каких-то попсовых образах, а мне, наоборот, хочется попробовать что-то новое, оригинальное.

Вы ездили в Канны? Как там восприняли фильм?

Да, ездила. Это был не главный Каннский конкурс. Но я присутствовала на фестивале. После окончания фильма овации продолжались минут двадцать. Ноту драматизма в картину как раз таки добавила украинская тема, а ведь сначала продюсирование должно было вестись из Болгарии, и девочку по сюжету удочеряли тоже болгарскую. Но украинский продюсер внёс правки, и сценарий доработали под Украину.


Несложно было переключаться от артхауса на развлекательные фильмы — «11 детей из Моршина», например?

Когда делаешь артхаусное кино, подымая какие-то серьёзные темы, то даже те люди, которые в этом ничего не понимают, восхищаются фильмом. Ничего не понятно, но круто. А когда делаешь попсовый продукт, рассчитанный на массового зрителя, то каждый здесь эксперт. Но, поверьте, массовый зритель хочет после работы прийти и отдохнуть, увидеть какую-то красивую картинку. И это не потому, что он тупой или ещё что-то — он просто нуждается в разрядке.

Съёмочный процесс в Исландии отличается от украинского?

У исландцев всё невероятно чётко. И я отметила, что у них задействовано очень мало людей. Там один человек может выполнять несколько функций. Они чётко работают от и до, у них не бывает овертайма. У них обед — святое. Если у нас больше на съёмочной площадке хаос, и очень часто слышишь брань и крики, то там было тихо, спокойно, каждый выполняет свою работу, но даже на минуту дольше он не задержится. Конечно, там зарплаты выше, но исландцы и работают за троих.


В последнем фильме «11 детей» снимались ваши дочери. Вы хотели бы, чтобы они стали актрисами?

Я не то чтобы хочу или не хочу этого, я знаю наши реалии. Кроме таланта, нужно обладать очень большим желанием. Это такая профессия, где ты постоянно варишься сам с собой и должен иметь здоровую психику, чтобы выдерживать разочарование и критику. Но если дочери сами этого захотят, я не буду против. Просто пока не фокусируюсь на этом. Это для них как фан.

А почему вы решили стать актрисой, вы же экономист по образованию?

Я с шести лет мечтала быть актрисой. Ходила в какие-то кружки, сама пробы проходила, родители этим даже особо не занимались. Посещала танцы. Гастролировала с десяти лет. Я хотела поступить в театральный, но мама сказала: «Слушай, давай ты поступишь на экономиста, а затем, если захочешь, пойдёшь куда душа пожелает». И я поступила во Львовский университет, затем ездила в Лондон на стажировку и, не доучившись последний курс, приехала в Киев и поступила в Университет им. Карпенко-Карого. Там была школа выживания в буквальном смысле, и за год я поняла, что это очень тяжёлая работа. Но мне уже успели дать этот «наркотик» — сцену и зрителя, поэтому я решила идти до конца.

На самом деле у нас нет школ кино и очень мало педагогов — это я уже сейчас знаю. У нас кино начали снимать только недавно. Кинозвёзд у нас нет. То есть ни один актёр не поведёт в кино зрителя.


Возможно, кинопремия «Золотая Дзига» повлияет на эту ситуацию.

Изменения уже происходят. На первой «Дзыге» было лишь несколько полнометражных фильмов, а сейчас их в десятки раз больше. Представьте, какой прорыв произошёл за два года, что у нас появилось столько фильмов и номинаций! И мы узнаём, что у нас очень много талантливых актёров. В театре они давно были, но в основном мы узнаём о них благодаря кино.

Кстати, вы ещё в театре играете, что это вам даёт?

Пианист же садится разминать пальцы перед тем, как играть. У меня с театром — то же самое. Вообще, актёр — это пластилин. Он или мягкий, или деревянный. Если ты не в практике, ты деревенеешь. Театр — это душа.


При активной занятости в кино и театре вы успеваете заниматься собой, поддерживать форму в спортзале? Ведь для актрисы это важно.

Мои этапы жизни — то густо, то пусто. Или съёмки, или перерывы, и в этот период я много времени уделяю себе. Я люблю спорт, ходить в спа. Спортом занимаюсь каждый день, но не в спортзале, а дома. У меня есть тренер, которая приходит ко мне, я называю её своей силой воли. Она мне пишет 20 раз в день, я на неё злюсь, не разговариваю, порой ненавижу её, но благодаря ей систематически занимаюсь.

А вот когда гастроли, всё по-другому. Я еду, например, в Кривой Рог или Энергодар. А отель — это когда ты спишь в автобусе, потому что тебе ночью надо переехать в другой город. Поэтому после такой недели ты приезжаешь и первые три дня просто отсыпаешься. Сон для меня — это самое главное. Если у меня есть возможность, я сплю. Я сначала отсыпаюсь, а потом уже начинаю браться за проекты. У меня, кроме основной работы, есть ещё кинотеатральный портал, где мы пишем рецензии и отзывы. И ещё несколько проектов.


Какие же?

У меня есть два ресторана: Vicini и «Гости».

Почему вы, актриса, решили открыть рестораны?

Всё просто: я хотела, чтобы моя семья ела здоровую органическую еду. Но у меня не получается готовить, поэтому я решила, что лучше всего это поручить профессионалам. Тогда и открыла два ресторана в домашнем формате.

Мне хотелось, чтобы это было домашнее и уютное место, чтобы посетители приходили, как домой, чтобы им было вкусно и чтобы это была здоровая пища. А так как у меня очень тщательный подход к блюдам, я привезла рецепты от мамы и бабушки со Львова, и многое готовится именно по этим рецептам. Мы даже хлеб свой выпекаем без всяких искусственных примесей. Для меня важно, чтобы в моём ресторане была качественная еда.


Вернёмся к кино. С каким режиссёром вы хотели бы поработать?

С Ларсом фон Триером. Он очень круто работает с актёрами. Я бы хотела, чтобы режиссёр смог меня вывернуть в такую сторону, о которой я сама не подозревала, чтобы я узнала о себе то, чего ещё не знаю.