Со всех сторон трубят о том, что карантин — это время новых решений, форматов, знаний и пересмотра былых привычек и подходов. Так ли это работает на практике? Ведь кто-то остался без привычной работы, кто-то начал интенсивно саморазвиваться, кто-то открыл в себе навыки повара, а кто-то, наконец, просто отоспался.

Наши героини по-разному встретили карантин. Кто-то гуляет по безлюдным пляжам Кипра, кто-то занимается готовкой необычных блюд, кто-то продолжает работать, кто-то радуется тому, что наконец появилось время замедлиться. Мы спросили у 7 девушек —  а что им дал карантин? И вот, что узнали. 


Ольга Роенко

Креативная предпринимательница, СЕО Royenko Marketing Agency 


Ключевой навык, который я приобрела за время карантина — делать больше меньшими ресурсами. Я научилась оптимизировать все, и даже на рабочие видеозвонки одеваюсь «только сверху», это экономит время. Есть навык, который я мечтаю приобрести, но пока с этим не очень — делать домашку. Я — мама первоклассницы, избалованная школой с «9 до 19.00» и бабушками, которые обожают учить с внучечкой стихи.

Все первое полугодие я и не догадывалась о значении слова «домашка» и почему другие родители постоянно рассказывают об этом с содроганием. А сейчас, встречая в интернете мемы про родителей и “домашку”, понимающе киваю. Но даже в этом есть свои плюсы — теперь я знаю стихи про петушка, пасхальные яйца и хитрую лису на трех языках, включая французский. 

Работа, конечно, изменилась. Мы с командой работаем в сфере креативных индустрий, поэтому нам очень важно живое общение. Мы привыкли, что новые идеи для себя и для клиентов у нас рождаются не только во время брейнштормов, но и в случайном разговоре за кофе. Сейчас все разговоры перенеслись в Zoom и вся «случайность» планируется заранее. Не могу сказать, что это как-то сильно влияет на эффективность работы, но я очень скучаю за магией живого общения и спонтанности. Новая реальность подстегнула нас к перезапуску услуги креативного брейншторминга – мы впервые пилотировали онлайн-формат. То, что раньше казалось нам возможным только в режиме «глаза в глаза», оказывается, эффективно работает и в формате “глаза через глазок вебкамеры”. 

Также мы поняли, что кризис — идеальное время для быстрых стартов. Так, ожидая продления карантина, буквально за неделю мы запустили коллаборацию с брендом японских товаров USUPSO, придумав musthave защитные маски для лица. Внутри агентства мы называем их “маски для выпендрежников” — людей, которые очень устали от негативного фона и хотят повеселиться даже в условиях карантина. 

На самоизоляции я впервые в жизни стригла машинкой мужа. Уровень ответственности был максимально высоким, поскольку работа у него такая, что, в случае неудачи, он не смог бы ходить на рабочие встречи в бейсболке или хипстерской шапочке. Это бы смотрелось бы максимально неуместно. В общем, я справилась, чем очень горжусь. Оказывается, чтобы гордиться собой не нужны великие достижения, иногда достаточно просто не напортачить. 

Основной инсайт, который я вынесла из карантина, может звучать наивно, зато честно. Я поняла, что ходить в магазин, водить машину и выезжать иногда в офис — это для меня больше не рутина, а удивительное приключение! 


Ольга Семенец

Менеджер по коммуникациям


В первую неделю из-за стресса я по два раза в день занималась спортом, убирала дом до стерильного состояния, бесконечно созванивалась по Zoom и, конечно, ставила десятки целей по самосовершенствованию.  

Вскоре оказалось, не так уж мне нужны были курсы по социальной антропологии!  Зато я выспалась, наладила бьюти-рутину и здорово растянулась на онлайн-тренировках. Познакомилась с соседкой — 80-летней учительницей фортепиано, записала с парнем влог, перебрала гардероб.

Научилась планировать закупку продуктов на недели вперед и готовить обалденные чебуреки. Предалась созерцанию и начала много фотографировать, как расцветает природа.  

Я веду коммуникацию неунывающих брендов, которые вместо того, чтоб закрыться, перестроились и продолжают пахать в новых условиях. А еще я взяла на себя интернет-магазин нашей семейной компании “Киевское сухое варенье” и переделала сайт. Работы стало больше, денег стало меньше, но верю, что это все временно. Хочется, чтоб все стали здоровыми и богатыми.  


Александра Катаева

CEO G.Bar


Мой главный инсайт —  времени, оказывается, может хватать на все. И на работу, и на книги, и на спорт, и на прогулки с собакой, и подумать, и послушать крутые подкасты, и получить новые знания. А главный навык — лимитировать свое время и вести режим. Что касается работы, единственный новый формат в моей жизни —  приобретенный загар от экрана компьютера. Новая практика —  Zoom-общение и удаленные запуски новых продуктов. 

Из важных свершений — вернуться в регулярный спорт, на который никогда не хватало времени. Йога и бег, который никогда не любила до карантина. Но в пробежках по пустому Киеву есть особая прелесть. А еще я поняла, что все так же плохо готовлю, поэтому варианты take away от Zigzag, Honey и The Naked Bar еще больше любимы. 

Интересно, что когда есть время подумать и побыть наедине с собой, начинаешь видеть все грани —  и не только позитивные — своего характера. Но также есть и время подумать над тем, как с этим жить.    


Алиса Маллен

Пиар-директор арт-центра Closer, фестивалей Стрiчка и Brave! Factory 


Я уже давно решила, что меньше всего в этой жизни хочу перенапрягаться. И научилась балансировать между зарабатыванием денег и отдыхом. Карантин стал для меня настоящим отпуском. Все мои проекты закрылись на неопределенный срок, а на лекции и консультации, которыми я промышляю, у людей нет денег. Но теперь меня не мучает совесть, что я не ставлю себе задачи. Хорошо, что я всегда была готова к безработному периоду в плане финансов.

Поначалу я тут же поговорила сама с собой и убедила себя в том, что эта тема может затянуться надолго, не стоит строить ложных надежд, в то же время не стоит заморачиваться или нагнетать. Это время нужно уделить исключительно себе и мыслям. И ты вовсе не обязан слушать все эти лекции и заниматься зарядкой дома, если тебе этого не хочется. Но не хотелось ровным счетом ничего на протяжении долгого времени. Я испугалась этой апатии, но она прошла. Думаю, не только у меня она случилась за время карантина. Это очень странный и поразительный период, время от времени каждому грустно и страшно. Мне не было страшно, но часто бывало грустно без особой причины, будто безысходность или скука. Но я умею перенастраивать себя на позитив, это всё в голове. Плюс, я не переставала еженедельно консультироваться с психологом и закупила себе витаминок для настроения и активности. Практически ежедневно я гуляю порядка трех километров или езжу на скейте, электросамокате. Вижусь только с одной подругой, и мы сильно сблизились за этот период. 

Я удалила полностью все социальные сети с телефона и очень редко кому-то пишу. Захожу из компьютера раз в несколько дней. Полный социальный рехаб. Этого мне очень не хватало. При этом, я с первого марта закрыта на карантине в одной квартире со своим парнем и с котом. Я ничего не ожидала от этого, но мы оба приятно удивлены, насколько друг друга не напрягаем. Хотя нам повезло иметь свободную комнату на случай дополнительной самоизоляции. 

Мой ребенок живет с отцом почти все это время, я переживала, что обязана забрать его. Но не обязана, и если ему хорошо там, если его отцу хорошо с ним, пускай проводят это время вместе. Отец моего сына снял домик на Русановских Садах, малой на природе и уж точно больше сидит в телефоне и меньше читает, чем когда живет у меня. Но я все равно обеспечила ему ежедневное дистанционное обучение. 

Сфера моей работы — культурная — сейчас стоит на паузе. Она и так не приносила много денег, государство нас не поддерживало и сейчас не станет. Но, благодаря карантину, у меня появилась возможность и время начать развивать то, что люблю — пиар — в более широком смысле. Я строю своё консалтинговое агентство вместе с еще двумя девочками. Мы будем заниматься консультированием и менеджментом вопросов коммуникации и репутации компаний. Я уже сто лет пыталась собраться с силами и сделать это, но карантин предоставил шанс. Другой мой бизнес, который я строила последний год и вложила в него какое-то количество денег, теперь уж не знаю, когда пригодится. Он связан с пиаром электронной сцены. Это моя любовь, но мы отложим ее до лучших времен. 

Всё развивается медленно, но уверенно. Слоу лайф. Я начала учить иврит, для меня он точно лишним не будет, остальными делами, такими как музыка, книги, сериалы я занималась всегда. Могу прочитать одну страницу в день, могу лечь спать посреди дня, могу пойти к подруге на пивко с Контрактовой на Тарасовскую пешком, или вообще ничего не делать весь день. Мы купили мультиварку и изощряемся в готовке, как только можем.

В целом, у меня всё ок. Главное, не заболеть. Моё откровение: не думала, что можно так сильно разочароваться в своей стране.


Маша Ледина

Автор проекта гастрономических кемпов VDVOEM


Не перестаю удивляться, как же мне повезло. Мы живем на Кипре уже третий год, и с самого первого дня тут изоляцию я воспринимала как возможность побыть здесь и сейчас. А теперь выяснилось: к тому, что называют карантином, я подготовилась сильно заранее.  

Карантин пришелся на самое красивое время на острове: тот самый Кипр, который на фото в интернете вы чаще всего увидите выжженным солнцем, в медовых оттенках, после зимних дождей становится совершенно зеленым.

С обилием диких трав и цветов, распускающихся на деревьях, бутонов авокадо, манго, оливок и моих любимых цитрусовых. Еще недавно я думала: «вот зацветут апельсины, поеду в сад медитировать». Забавно, что моя медитация в этом году приобрела иную форму, а апельсины отцветут ещё до того, как она закончится. Мы живем у самого моря, и в то время, как большинству островитян официально запрещены любые морские активности, у нас есть шанс ежедневно гулять по совершенно безлюдному пляжу. Испытывая то сладкое чувство, будто бы весь пляж — твой. А заодно и весь остров.  

Я — тот самый человек, который не читает и не смотрит новостей. От слова совсем. Иногда за завтраком я спрашиваю мужа, а что же происходит с миром, и он, активный пользователь новостных сайтов, делает для меня актуальную подборку. Иногда я шучу, что единственное, чего мне не хватает — это курса валют. Потому что даже прогноз погоды этот удивительный человек умудряется мне изложить. В какой-то момент, когда ситуация с вирусом перестала быть для меня безопасной в информационном плане, я попросила выдавать новости крошечными порциями. И даже выделила один день в неделю, когда мы вообще не обсуждаем тему вируса. 

Я решила, что это время для «бёрдвотчинга», только в данном случае не за птицами, а за собой. Поначалу мой ритм казался мне слишком размеренным, а потом я оглянулась и поняла, как многим я увлекла себя за это время, сама того не планируя. Наконец-то стала больше уделять времени английскому, вернулась к игре на фортепиано, к силовым тренировкам, благодаря которым появляется такая редкая в это время ясность ума, к экспериментам в готовке. На моих кухонных полках появилось то, что создает себя благодаря данному ему времени: вызревающая хлебная закваска, солёные лимоны, лимончелло. Соленые лимоны, например, будут готовы лишь к концу мая. 

Самое интересное: те занятия, которыми я бы непременно занялась, будь у меня всё время мира, так и не случились. Впрочем, я не вычеркиваю их как те, что не имеют шанса на жизнь — всему свое время. Возможно, для их исполнения мне понадобится еще не один карантин, внешний или внутренний.  

Иногда я сажусь на веспу, чтобы в ускоренном ритме ощутить островную природу вокруг: ветер, солнце, море, дорогу, в конце концов. К слову, именно за время изоляции я научилась ездить на мопеде, подружившись со своими страхами. Очень кстати здесь пришлась работа с психологом, а также онлайн спектакль для одного зрителя и одного артиста «Игрушки Люшера», рекомендую.  

Я решила, что это время для анализа прошлого и наслаждения настоящим. «Не беспокойся о будущем, Маша. Оно как никогда неизвестно». Многие наши поездки отменились, в частности и та, которую ждала больше всего: в Доломитовые Альпы, для организации нашего следующего гастрономического VDVOEM Camp, который мы планируем совершить этой осенью. Все, кто собирался этой весной прилететь в мою кулинарную школу на Кипр, остались дома. Вместе с тем, я могу готовить и экспериментировать на кухне и обучать людей из разных стран посредством камеры телефона. Да, я не могу передать ароматы трав, срезанных для того или иного блюда в нашем саду, но у меня в целом есть такая возможность — продолжать запланированное. 

Иногда я даже подшучиваю, заключая с собой разнообразные пари. Последнее, например, проиграла, благодаря чему мне, теплолюбивой, пришлось открыть купальный сезон в пока ещё холодных волнах Средиземного моря. И, признаться, это было в удовольствие. 

Более сотни артишоков, бережно очищенных от каждого лепестка и замаринованных: с розовым перцем, цедрой цитрусовых, свежими лавром, орегано, розмарином — моё любимое достижение. Ещё и потому, что укрощение артишоков — занятие кропотливое, в этот раз превратилось в глубокую медитацию.  

Еще одно важное открытие в эти дни: как мы, люди, друг от друга зависим. Кто-то в большей, кто-то  в меньшей степени, но все же. Все, что мы делаем — для таких же, как и мы сами. Без дающих нет тех, кто принимает, и наоборот. Если бы ежедневно каждый осознавал эту свою зависимость в хорошем смысле по отношению к другому, представьте, как много благодарности было бы в мире, а вместе с ней и любви.

Знаю точно, что буду скучать по этому волшебному времени, когда всё вокруг вновь зажужжит, зазвенит, засуетится. По тому, как можно было прокрастинировать со всем миром вместе. Как в детстве, когда ежедневно после 6 вечера отключали электроэнергию, и все ютились на кухне при свечах. Это ли не лучшие вечеринки? 

В конце концов, мы все собрались по своим домам. Вся планета наконец-то обрела свой дом. 


Коня Танева

Маркетолог и секс-блоггерка


Я еще раз удостоверилась в том, что офис совершенно не обязателен и просто ворует жизненное пространство: работать из дома я умела давно, я наслаждаюсь тем, что не нужно торчать в офисе. Еще, конечно же, я прокачала свои кулинарные таланты: наконец приготовила лазанью и свой первый борщ. Сегодня готовлюсь к тирамису!  

Моя работа, по сути, не изменилась никак. Некоторые проекты выпали и, соответственно, доход ушел. На основной работе появились задачи из разряда “Посмотрите сегодня этот фильм или лекцию”.  

Ровно год назад я самоизолировалась в маленьком городе, чтобы заниматься самопознанием и выйти из затяжной депрессии. Во время карантина очень сложно держаться. Узнала, что я очень терпелива и могу многое простить. Этот карантин я провожу со своим парнем. Мы даже съехались недавно. Это сложно и очень сильная проверка для отношений, которым нет еще и года. Но мы справляемся.  

Из-за карантина я поняла, что человеку нужен человек — и свобода!


Анна Горкун

Руководитель отдела SMM & Production Всі. Свої


На карантине я начала больше готовить. Ну, как больше? Последние года 2-3 вся моя занятость на кухне ограничивалась насыпанием йогурта и завариванием чая. Даже если я оставалась работать дома, чаще всего мы заказывали доставку. Постоянно нужно было работать, и времени на приготовление не было совсем. 

Но с 17 марта все изменилось. Нужно было перестраиваться, хотелось вкусно и интересно питаться, но при этом не тратить много времени на готовку.


Вспомнили с парнем, насколько нам понравилась кухня в Азии и как легко и быстро можно сделать большинство блюд: том-ям, пад тай, спринг-роллы, жареный рис. Основные ингредиенты удалось заказать в интернете или купить в ближайшем супермаркете. Только ростков маша не было в продаже, но ничего, через неделю уже вырастили их сами. В какой-то момент мои сториз про домашний том-ям начали собирать много комментариев, друзья попросили поделиться рецептом и я записала видео. Так приятно, когда люди присылают фото своих блюд, сделанных по твоему рецепту. Чертовски мило!

По работе задач стало больше, и это самый интересный результат карантина. “Всі. Свої” продолжают работу, но мы переориентировались на онлайн-формат. В один момент все сделанное и заготовленное заранее стало неактуально, и нужно было начинать с нуля: проводить съемки удаленно, собрания — только по Zoom, готовить новые форматы маркетов, планировать социальные инициативы, которые мы внедряем. Но это и возможность попробовать что-то новое, поменять свой подход, получить другой результат. Например, организовать и провести 2 съемки параллельно, находясь при этом дома. 

Я горжусь тем что во время карантина проект “Всі. Свої” пытается быть полезным обществу. Мы организовали пошив 1500 защитных костюмов для больниц, их сейчас катастрофически не хватает. Собрали и передали 370 пасхальных корзин для врачей опорных больниц в Киеве. Это наш маленький вклад в общую борьбу с проблемой. 

Для меня стало очевидным, насколько мне важен комфортный дом, в котором приятно находится 24 часа в сутки. Отсюда сейчас не сбежишь в стильное кафе, офис или в парк. И все в твоем доме должно тебя радовать: тарелка, из который ты ешь, подушка, на которой ты спишь, стол, за которым работаешь. И это стало большим толчком к улучшению дома. 

Я увлеклась просмотром исторических передач на карантине. Вот сейчас мы находимся в центре кризиса, многих пугает будущее. Но если взглянуть на это с исторической перспективы? В масштабе? Постоянно происходит какая-то вселенская смута, империи исчезают и появляются новые, миллионы выкашивают болезни, которые сейчас легко лечатся. Все что происходит —  временно, и мы наверняка так или иначе выживем. Главное — не отчаиваться и быстро приспосабливаться к изменениям.