Колонка
основательницы Glossary Organic Products
и экофонда Glossary Foundation

Анастасии Цибуляк


В последние годы термин sustainable закрепился исключительно за fashion. Возможно, потому что своя рубашка ближе к телу, по одёжке встречают и потому что именно индустрия моды — наиболее прожорливая гидра с точки зрения потребления.


Не все знают о случае, когда старенькая крыша одной из фабрик Бангладеша вдруг обвалилась и похоронила под собой тысячи работников. Они шили вещи для C&A, брендов группы Inditex, Primark. Впоследствии в платьях Primark находили записки с криками о помощи («Заставляют работать часами без отдыха»), они были вшиты рядом с лейблом. Именно этот случай дал толчок мирному сопротивлению и возникновению сознательной, sustainable-моды. Сознательные модники научились ремонтировать одежду, перешли на индивидуальный пошив, винтаж, прибегли к аренде одежды и экологичным тканям. Не на последнем месте этическое отношение к рукам, которые эту одежду делают, и соблюдение прав животных.


Но понятие sustainable со временем начало проникать абсолютно во все сферы жизни. В частности, в сферу туризма. До пандемии популярные направления страдали от слишком большого количества туристов, и задачей экспертов отрасли стал поиск путей восстановления и развития туризма без ущерба окружающей среде.

Речь идёт не просто о зелёном туризме — отдых на фермах или экологический — путешествия на велосипедах или электрокарах без углеродного следа в места, максимально сохранённые от антропоцена. Новый тренд жизни и путешествий — именно устойчивый и сознательный туризм не просто о «не навреди», а о «принеси пользу».


Время All inclusive пойти на свалку, а первоначальному туризму времён его рождения стать мейнстримом. Единственный формат возвращения к постоянству, равновесию, балансу, сознанию, устойчивости, какой бы срок вы ни выбрали, сегодня — sustainable. Но не будьте параноиками. Не надо ехать в Яремче, чтобы исключительно собирать мусор вдоль шумного Прута. Ешьте местную рыбу, отмокайте в чанах, покупайте местные чаи и тапочки, получайте удовольствие. У ответственного туриста не «всё ради блага туриста», а «благо ради всех».


Эти тренды в последние годы подхватывают всё больше туроператоров, но несомненно образцом уже несколько лет подряд остаётся канадский G Adventures. Основанная ещё в 1990 как оператор приключенческих туров в Южную Америку, он постоянно идёт в ногу со временем, сотрудничает с сообществом National Geographic Society и имеет 80 sustainable-программ в 80 точках мира.


ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА УКРАИНСКИХ SUSTAINABLE-ПУТЕШЕСТВИЙ


Моя компания GLOSSARY тоже решила сделать очередной шаг в своей sustainable-деятельности. Отныне мы будем больше путешествовать и делать это сознательно! Именно сейчас время подумать о развитии внутреннего устойчивого туризма и рассказать вам о красоте Украины.

И лучшей даты для старта, чем Всемирный день защиты окружающей среды — 5 июня, придумать невозможно. В течение целого месяца накануне я со своей командой планировала sustainable-путешествие выходного дня, куда пригласила неравнодушных к защите окружающей среды селебритис. Сейчас пошагово поделюсь с вами этим замечательным опытом, потому что первый блин не вышел комом. Эта поездка ещё больше влюбила меня в Украину и ещё больше укрепила моё желание быть полезной именно здесь, а не в Тоскане или на Лазурном побережье.


В Хмельницкий мы добирались на «Интерсити» — рейс удобный, в 6 выехали, в 11 уже были на месте. И поезд — куда более экологичный вид транспорта, чем индивидуальное авто или самолёт. Углеродный след от него в десять раз меньше. Планирование — часть устойчивого туризма и экономия средств одновременно. Потому что взять билет за сутки вдвое дороже, чем приобрести его за месяц. А sustainable — это и о вашей личной экономии.

Мы поселились в бутик-отеле «Дворец Потоцкий». Хотя я тщательно изучала ситуацию с поселением в регионе и надо сказать, что гостиниц в городе хватает, как и хостелов по 300 гривен за ночь, новых и опрятных.


Целью нашей поездки были Малиевцы, имение Орловских — один из немногих, который сохранился настолько хорошо несмотря на свой почтенный 200-летний возраст. Он, кстати, абсолютно идентичен замку из фильма «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли в главной роли. Резиденция польских магнатов Орловских в своё время могла поспорить о роскоши с дворцами Франции. А окружающий парк вряд ли тогда уступал уманской «Софиевке».

Когда вы сюда придете, вы поймёте, что это с моей стороны не просто пафосные слова. Но есть одно «но», которое сюда нас и привело, — запущенность и захламлённость парка в 20 гектаров вокруг.

20 гектаров деревьев, травы, крапивы, клевера — всё это природа, но ценность места не в том, чтобы оно заросло и утонуло в бурьянах, а в том, чтобы оно сосуществовало с роскошью природы. Раньше я познакомилась с ландшафтным дизайнером Инной Петренко, с которой мы вместе решили сделать из веток, которые здесь были собраны до нас волонтёрами, арт-объекты. По сути, мы занимались ревитализацией Малиевецкого парка. Он удивителен в шуме рукотворного водопада, прохладе фонтана «Львиная пасть» и печали Святого Яна — скульптуре, которой в 1960 сильно досталось, потому что его проволокли привязанным к грузовику через село, отбив спину и нос.


После творческой работы прямо на лужайке поместья мы устроили пикник из органических продуктов местного производства. Хлеб из печи, спаржа, сыры, грибы, суп буябез из рыбы, выловленной в реке Ушка утром. Потребление пищи земли, на которой гостишь, — тоже часть устойчивого туризма.

Устойчивый туризм, по-моему, единственный вид отдыха, когда природа не печатает вам чеки. А ещё чеков вам не печатает музыка. Уже вечером, когда мы ехали с Малиевцев назад в Хмельницкий — а это 60 километров по разбитой дороге, — мы посетили костёл святого Иосифа Обручника в Подлесном Мукарове, чтобы послушать органную музыку. Благодаря ей, как в машине времени, двинулись в прошлое, где не было кинотеатров, электроники, а только чистые звуки, которые наполняли чистый воздух.


На следующий день мы двинулись на органическую ферму пермакультуры семьи Белоус, которые выращивают лаванду, спаржу, другие овощи в гармонии с природными процессами и с минимальными затратами труда, без ущерба окружающей среде. Хозяйка Инна Белоус гордится спаржей (кстати, вы видели, как она растёт?), которая обрабатывается исключительно вручную, без применения каких-либо гербицидов или даже минеральных удобрений. Даже жучков здесь не травят, а собирают руками, затем они служат удобрением для растений. Ни одна энергия не исчезает бесполезно. Также Белоус выращивают лаванду, и их поля совсем не уступают подобным во Франции — и все глянцевые издания, например Vogue, Elle, именно здесь, на Хмельнитчине, устраивают невероятные фотосессии.


С собой мы взяли на память спаржу и охапки лаванды. И это тоже важный момент. Сувениры надо покупать — это поддержка работы людей там, откуда вы возвращаетесь домой, но в рамках устойчивого отдыха это должны быть не пылесборники, а вещи, которыми вы будете пользоваться, или пища, которой будете лакомиться, вспоминая гостеприимство земли, которая вас приняла. 


СВЯТОЙ ЯН С ОТБИТЫМ НОСОМ ЖДЁТ ТЕБЯ


По данным ООН, в настоящее время 55% населения мира проживает в городах, поэтому Национальная туристическая организация Украины 2021 объявила годом городского туризма. А я хотела бы, чтобы чуть ли не всё следующее десятилетие, пока это не станет стилем жизни общества, а не только небольшой доли сознательных людей или активистов, мы говорили об устойчивом туризме.

Меня не пугает, что ООН годом устойчивого туризма объявляла 2017-й и тогда упор был сделан на необходимости всем странам мира развивать регионы, делать привлекательной для туристов именно сельскую местность, чтобы снизить неравенство между регионами одной страны и дать работу местным жителям.


Условно: в Киеве и Хмельницком жители должны чувствовать себя одинаково достойными. Поэтому не надо привлекательными делать города, давайте посмотрим вокруг и максимально приложим усилия не в столице.

Критерии устойчивого туризма Глобального союза по устойчивому туризму, кстати, включают 37 стандартов. Так, имея время на отдых, единицы вбивают в гугл «устойчивый туризм» и «качественный отель», но мне приятно, что образ жизни людей становится всё более сознательным. Согласно недавним опросам Booking.com, Sustainable Travel Report, Exodus Travel Report, 70% респондентов предпочтут отель, который имеет сертификат экологичности. 90% туристов за рубежом считают нужным путешествовать этически и 70% туристов предпочтут компании, которые поддерживают социальные инициативы, отбирают поставщиков пищи и моющих средств именно на своей территории.


Мы на выходных были на Хмельнитчине, но сколько в Украине мест, которым требуется наше внимание. Сколько промышленных брошенных местностей, и сейчас в отношении нескольких мы тоже разрабатываем варианты постоянных путешествий. Потому именно в этом направлении идеальным примером развития непривлекательных для туристов регионов для меня является немецкий промышленный моногород Фёльклинген. Местный металлургический комбинат закрыли, а город превратили в индустриальный огромный музей, и 300 тысяч туристов в год едут туда не просто погулять, а именно продолжить согласно замыслу местных властей и дальше видоизменять этот город.


Я могу долго описывать преимущества устойчивого туризма, нахваливая безупречные с точки устойчивости кейсы — от украинского Славутича, где планируется открыть экопроизводства посуды и стелек для обуви из жмыха кофе и конопли, до американского лоукостера JetBlue, который сократил вредные выбросы благодаря растительным маслам, но я вам в конце просто подброшу вопрос для размышлений.

Что лучше? Стандартная фотография закатного солнца на ладошке или скульптура из хвороста, сплетённая руками вокруг 100-летних ясеней?