Дипломированный нутрициолог ирландского Institute of Health Sciences и основательница школы правильного и осознанного питания theBODY school София Рожко рассказала нам о том, как стать нутрициологом, поступить в зарубежный вуз и построить успешный велнес-бизнес.


О выборе направления

Нутрициология — это наука о питании и его влиянии на организм человека. Диетология и нутрициология отличаются. Диетолог — это в первую очередь врач, который имеет свою специализацию, например, диетолог-эндокринолог, диетолог-гастроэнтеролог. Он может прописывать как питание, так и заниматься лечением в определённой области.


Нутрициолог же — это человек, который разбирается в продуктах, их влиянии на здоровье человека, и он также имеет определённую специализацию. Например, спортивный нутрициолог или детский нутрициолог. Я, к слову, занимаюсь вопросами снижения веса. Также нутрициолог может быть как lifestyle- или healthy-коуч и просто давать рекомендации по питанию. Я же даю рекомендации только в связке с врачами (гастроэнтеролог и эндокринолог), потому что считаю, что вопрос снижения веса — комплексный, и лучше рассматривать человека и его проблемы со всех сторон. Поэтому я работаю вместе с врачами, чтобы покрыть все дефициты, если такие есть, и на основе их заключений строю программу питания.

Нутрициолог же — это человек, который разбирается в продуктах, их влиянии на здоровье человека, и он также имеет определённую специализацию. Например, спортивный нутрициолог или детский нутрициолог.

Об учёбе

Я решила учиться на нутрициолога по собственному желанию. Когда я столкнулась с проблемой лишнего веса лично (набрала 13 кг), то начала разбираться в этом вопросе фундаментально. Конечно, стоит сказать, что в этом мне помогло моё первое образование — международная экология — у меня было много занятий по химии и биологии. Но, начав изучать проблему, я поняла, что питание — это сложная наука, и та база, которая у меня уже была, помогла мне углубиться во все биохимические процессы и разобраться в них. Тогда я задумалась о дополнительном образовании в области нутрициологии и начала искать. 


В Украине были некоторые курсы, но они были короткие — буквально двухдневные программы, в рамках которых тебе рассказывают базовые моменты. Сначала я взяла индивидуальные занятия для того, чтобы разобраться в основных вопросах, но вскоре поняла, что мне этого недостаточно, и начала искать программы в европейских вузах. Почему я начала искать за рубежом? Потому что я знала, что формат их обучения гораздо строже: более основательно проверяют, не ставят просто так оценки и там нужно реально учиться. Я хотела учиться в англоязычной стране, поэтому среди моих вариантов были США, Англия и Ирландия. Америка отпала, ведь их нормы немного отличаются от наших, там есть расхождения, поэтому остались Британия и Ирландия. Ирландию я выбрала потому, что мне очень понравился вуз и я поступила туда учиться онлайн на два года. 


О специальности

Мне нравится, что нутрициология — это очень многогранная наука, где есть миллион точностей и миллион неточностей. Например, никто точно не может сказать, сколько и каких витаминов человеку необходимо принимать. На эту тему до сих пор ведутся дискуссии и споры. Когда ты углубляешься в эти процессы, начинаешь понимать, насколько еда — мощный инструмент. Это сильно драйвит. 

Когда тебе попадаются клиенты с разными результатами, целями и потребностями — ты чувствуешь себя художником, который выстраивает им систему питания, позволяющую всецело подружиться с едой. 


О мифах

Наверное главный миф состоит в том, что нутрициологи — это люди, которые едят одну спирулину (смеется). Или люди, которые едят все на пару, только зелень. Или что все нутрициологи – веганы. Не могу говорить за всех, но ко мне это вообще не относится. 

Ещё из мифов могу назвать такой: нутрициологи никогда не нарушают рацион и не едят чего-то вредного.

Наверное главный миф состоит в том, что нутрициологи — это люди, которые едят одну спирулину.

О работе

После того как я получила базовое техническое образование в Украине и прошла курсы, первые два года работала с клиентами. Это было ещё до поступления в ирландский Institute of Health Science. Сначала я работала бесплатно — мне нужна была практика. И когда я брала клиентов, я поняла, что та система, которую я для себя выработала (лекции и т.д.) помогает людям не просто соблюдать план питания, но ещё и понимать, как это всё работает.



Я начала это всё формировать в какую-то структуру. И, наверное, осознание, что нужно открывать школу пришло тогда, когда я поняла, что я, в первую очередь, смогла помочь самой себе. Подход, который я выработала, решил мою проблему. А у меня такой характер, что мне нельзя что-то запретить просто так, не объяснив почему. Благодаря этому я нашла способ объяснить людям определённые «запреты», которые я выставляю в плане питания, и процессы усвоения пищи. Это привело меня к решению открыть свою школу. Я чувствовала, что такого продукта ещё нет и что это сильно облегчит людям жизнь.

Я очень погружена в свою работу. С одной стороны я — нутрициолог в школе и занимаюсь всеми ключевыми моментами по построению питания, и уже после моих вводных команда работает с клиентами, с другой стороны — это мой собственный бизнес, поэтому я им управляю и постоянно чередую эти две задачи. 

Мне нравится такая форма работы: я люблю общаться с клиентами, участвовать в их изменениях и при этом заниматься бизнес-процессами. Не могу сказать, что у меня это как-то строго урегулировано по дням или по часам. Просто когда-то больше времени уходит на что-то одно, а когда-то — на что-то другое.

Я нашла способ объяснить людям определённые «запреты», которые я выставляю в плане питания, и процессы усвоения пищи.

О команде

Сейчас в нашей команде два врача — гастроэнтеролог и эндокринолог, четыре нутрициолога помимо меня, руководитель курса, ещё один врач-интерн, фитнес-тренер и психолог. Это та команда, которая работает непосредственно с клиентами. 

Есть ещё специалисты, которые работают непосредственно со мной — повар, участвующий в создании меню по подписке, SMM-менеджер, таргетолог, PR-команда.


Я просто беру в команду тех людей, кто осознает важность их работы. Наверное, нельзя так говорить, но я особо не поддерживаю командный дух. Единственное, что можно выделить, это мою вовлечённость в процесс. Я не работаю просто как управленец бизнеса, я работаю со всеми на равных, например, в чате может ответить как нутрициолог, так и я сама. У нас нет строгой иерархии в стиле: я — начальник, а команда — мои подчинённые, потому что мы все делаем одно дело и наша задача — помочь человеку достичь своих целей. Вот это ощущение, что мы все работаем над общей целью и поддерживает командный дух.

Я просто беру в команду тех людей, кто осознает важность их работы. Наверное, нельзя так говорить, но я особо не поддерживаю командный дух.

Ещё мы постоянно получаем обратную связь от людей, и это очень вдохновляет. Ведь люди худеют, улучшают своё здоровье, избавляются от болезней, с которыми давно не могли справиться, беременеют после 5-10 лет неудачных попыток. Это здорово заряжает.


О привычках

Моя любимая полезная привычка — это доводить дело до конца. Также я умею работать в любых ситуациях: когда я хочу или не хочу. Ещё я умею не делать то, что люблю, а любить то, что делаю. А для моей работы это очень важная привычка.


Если говорить о питании и режиме — никогда не пропускаю завтрак и всегда вовремя ложусь спать. Неважно, что произошло — я никогда не пожертвую сном ради чего-либо.

Не могу сказать, что у меня есть привычки, которые мне мешают жить. Ну, могу проснуться утром и поклацать телефон, но мне это не особо мешает.

Могу еще выделить трудоголизм. Считаю, что это — плохая привычка. Я стараюсь выстраивать себе рабочий график и какое-то время не брать в руки телефон. А так не могу сказать, что есть те привычки, с которыми бы я хотела бороться, они все меня устраивают.

Могу еще выделить трудоголизм. Считаю, что это — плохая привычка. 

О ритуалах

Наверное, это массаж. Когда я иду на массаж, я могу вообще ни о чём не думать и спать.

Я люблю заниматься спортом и это тоже мой ритуал. 

Очень люблю играть на фортепиано — это сильно меня расслабляет. Когда-то ходила в музыкальную школу и думала: «Никогда больше». А спустя 12 лет снова села за клавиши. 


Читайте также: Личный опыт: нутрициолог Татьяна Лакуста о том, как питаться во время беременности