Макар Шейко,
врач-психиатр высшей категории, психоневролог, медицинский генетик

Анастасия Голобородько,
сертифицированный нутрициолог, консультант по питанию, фуд-терапевт


Со времен античности известен один очень странный метод омоложения и продления жизненной активности. Гиппократ называл этот метод «герокомия» (гери – старость, комия – совместность действия, взаимодействие). Суть его заключалось в том, что стареющие люди вступали в половую связь с девушками или юношами. Последователи этого учения доказывали, что даже соприкосновение с молодым телом, смешение с дыханием действует омолаживающе. В норме были разновозрастные браки и другие методы «смешивания». Оставим этические моменты данного древнего метода и попытаемся разобраться, а есть ли современное научное обоснование влияния на возрастные изменения «смешивания дыхания»?  И что еще участвует в обмене, кроме «дыхания»? Что еще передается при общении? Исследования последних лет дают ответ: ключевой фактор, меняющийся с возрастом, – это микрофлора. Мы  чувствуем себя на столько лет, сколько лет нашим бактериям.


Вышеуказанный термин, как и антиэйджинговая терапия современности, гериатрическая терапия, алхимия, ятрохимия относятся к конкретным историческим периодам и конкретным региональным и национальным контекстам. Так происходило всегда. И хотя термин «продление жизни» буквально подразумевает просто желание продлить саму жизнь, неотъемлемым сопутствующим стремлением всегда является продление здоровья в старости.


Тут можно вспомнить историю великого иммунолога Мечникова. Того самого, разработавшего одну из первых концепций старения, а также пробиотический рацион с целью обретения долгой и здоровой жизни, Он ввел в обращение сам термин «геронтология» и получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Проблема долголетия занимала его не только с академической точки зрения, но и затрагивала лично. Все родные Ильи Ильича умирали в относительно молодом возрасте. Проанализировав диету и образ жизни долгожителей настолько, насколько это было возможно на тот момент, он пришел к определенным выводам, которые изложил в работе «Этюды оптимизма». 


Во-первых, ученый понимал, что источником отравления клеток являются сами элементы нашего тела. Во-вторых, источником мусора являются микробы, постоянно живущие в организме. Прежде всего это микробы кишечника. За жизнь мы съедаем 25–40 тонн продуктов, и ЖКТ, как «входные ворота» организма, перерабатывает бактерии, вирусы, грибы, паразитов и простейших, антигены и т. д. Мечников в ходе эксперимента ограничил прием мясных продуктов в своем рационе и выпивал по три чашки болгарского йогурта (рецепт которого запатентовал и патент передал институту Пастера). 

За жизнь мы съедаем 25–40 тонн продуктов, и ЖКТ, как «входные ворота» организма, перерабатывает бактерии, вирусы, грибы, паразитов и простейших, антигены и т. д.

С его легкой подачи йогурт в привычном нам виде появился на арене кулинарии. 1905 год, болгарский ученый Стамен Григоров изучил состав и микрофлору йогурта и обнаружил в нем ряд молочнокислых бактерий, получивших название Lactobacillus bulgaricus и Streptococcus thermophilus. Вдохновившись успехом и инновационными открытиями Григорова, Мечников становится популяризатором йогурта. Продукт стал продаваться в аптеках как лечебное средство. Современные ученые, конечно, не считают йогурт лекарством. А вот бактерии – да.

Прожив 71 год, гораздо больше, чем жили в его роду, Мечников наглядно доказал корректность своих предположений. К слову, вторая жена Ильи Ильича, Ольга Белокопытова, была на 13 лет его моложе.

Древнеримский медик и хирург Гален использовал термин герокомия в своей книге De tuenda Sanitate. Авторитет Галена был на арене вплоть до XVIII века и поддерживался другим выдающимся сторонником герокомии – сэром Джоном Флойером (1649–1734) в Medicina gerocomica. Главной рекомендацией для продления здоровой жизни на протяжении всей традиции герокомии была умеренность, особенно умеренность в еде и сексе, а также советы о целомудренной близости с молодыми девушками и юношами. 


Современные ученые пошли дальше, проводя эксперименты с мышами и рыбами. И что выяснилось в ходе этих экспериментов? Мыши и рыбки, которым сначала убирали их микрофлору, а потом пересаживали микрофлору от более молодых сородичей, жили на 10–30% дольше. Рыбы среднего возраста, которые контактировали с молодой флорой, жили дольше. А при пересадке в аквариум к новорожденным рыбам микрофлоры старых рыб, продолжительность жизни молодого поколения сокращалась. Хорошие новости, с 2019 года такие эксперименты проводят и на млекопитающих. 


То есть продолжительность жизни и даже интеллектуальные способности определяются вашей собственной микрофлорой. Может быть, по этой причине становится популярным такой метод медицинского туризма, как пересадка микрофлоры от более молодых доноров в специализированных клиниках? Трансплантация фекальной микробиоты (FMT) от доноров становится популярным, хотя все еще достаточно экзотическим подходом к коррекции микробиоты не только при воспалительных заболеваниях кишечника, но и эндокринно-обменных, неврологических, психических, гепатологических заболеваниях и, само собой, антиэйджинговых стратегиях. Будь то аутизм, шизофрения, рассеянный склероз, синдром раздраженного кишечника или аллергии, ожирение – изменение микрофлоры есть, и оно очевидно. Первичная ли это причина или следствие накопленных ошибок, на данный момент не известно. 

То есть продолжительность жизни и даже интеллектуальные способности определяются вашей собственной микрофлорой.

Современная герокомия и обмен бактериями? Насколько бы хороши ни были лабораторные культивационные среды для типирования бактерий, создания пробиотиков в капсуле, они все равно качественно отличаются от флоры кишечника и родной культивационной среды для бактерий.  Пока ученые пытаются найти пути решения проблем возрастных изменений, в силе остаются проверенные методы продления долголетия: полноценное, продуманное питание, включающее пробиотические продукты и исключающее продукты глубокой переработки и интенсивную жарку, уменьшение потребления сахара, соли, красного мяса, а также умеренность, активный образ жизни, регулирование стресса с самого рождения и количества позитивных эмоций, а также применение «правильной» микрофлоры – бактериотерапия в естественной среде: из еды и окружения. И в качестве терапии, если это необходимо.