Светлана Ройз,
детский и семейный психолог 


«Игра в кальмара». Подростки. Давайте размышлять вместе. Ничего не писала об этом сериале относительно детей, пока не появилась возможность самой его смотреть. Это размышление для учителей и родителей. Старалась писать только практичное, но будет все равно много.


Фото Netflix
Фото Netflix

1. Запрещать и игнорировать не получится. 

☀️ Правило базовое – мы не можем ничего запретить, изъять, не дав чего-то взамен. 

☀️ Если «что-то» проявилось – нам важно с этим напрямую коммуницировать. Называть, обсуждать. Если есть реакция, значит, этот сериал «попал» в какую-то важную потребность детей. И нам важно эту потребность как минимум распознать.

☀️ Нам важно самим посмотреть сериал, чтоб понимать, во что вовлечены дети. Возможно, если они уже и так смотрят или говорят о том, что смотрят их друзья, посмотреть вместе с ними – чтобы сразу отслеживать реакции, размышлять, давать объяснение и поддержку.


Если мы узнали, что подростки смотрят сериал – это повод о нем говорить.

Важно выбирать тональность для разговора – это точно не должно быть морализаторством. 

Идеально – предложить подросткам дискуссию.  (Им важны дискуссии, включенность и уважение).


Можно предложить поразмышлять на тему социальных экспериментов:

  • эксперименты Аша  (серия исследований, демонстрирующих власть и природу конформизма в группах);
  • эксперимент Стэнли Милгрэма; 
  • Стэнфордский тюремный эксперимент (важно рассказать о том, что результаты этого эксперимента опровергались);
  • спираль молчания  (концепция, предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман);
  • рассказать о феномене абилинских грабель.

Можно предложить поразмышлять о природе игры и игровой зависимости, о дофаминовых ловушках, поискать в сериале (в рекламе, политических роликах) признаки манипуляции. 

Почему герои вовлекаются в игру?

Чем мы готовы заплатить за победу? И чем платили герои сериала (и герои художественных произведений, которые дети читали)?

А на что я пойду ради выигрыша, какой я в экстремальных ситуациях?

Есть ли в сериале однозначно положительный и отрицательный герой?

Фото Netflix
Фото Netflix

С подростками важно говорить о моральных/этических дилеммах. (И на эту тему можно поразмышлять в контексте безопасности – если я расскажу о том, что мой друг играет в опасную игру, это предательство или забота? и проч.)

Так мы переводим тему из эмоциональной плоскости в интеллектуальную, осознаваемую.

2. Подростковое общество иерархично. Одна из важнейших тем подросткового возраста – борьба за власть и определение своего места в иерархии. Секрет воздействия на подростковые сообщества – найти, кто у них «альфа», и вовлечь его в сотрудничество, в «позитивное» сотрудничество. 


Фото Netflix

3. Принадлежность. Подросткам важно почувствовать себя «своими». И одна из задач – найти своих. Собраться в группу, чтобы противостоять взрослому миру, собраться в «субкультуру» (по или против любой темы). И тут вопрос: есть ли подросткам в конкретной школе вокруг чего объединяться? Если нет – нужно искать.


4. Во многих школах дети играют в эту игру – но не во всех школах эта игра заканчивается проявлениями жестокости. 


☀️ Нам важно помнить: если есть эмоциональное вовлечение – у него должно быть физическое отреагирование. Действие. Оно в любом случае будет, это отыгрывание, вопрос – в какой форме. Чем выше ставка, чем больше риск, тем, с одной стороны, будет больше восторга у победителя при выигрыше. И будет больше потребности в «выпускании пара». В проявлении – телесном проявлении напряжения, накопленного в игре. Оно будет искать способ «канализироваться». (Где есть возможность проявлять активность (физическую) подросткам, что мы можем предложить? Подросткам особенно важна возможность заниматься спортом)

☀️ Агрессия больше проявляется в авторитарных сообществах.

В сообществах, где нет правил или где они жесткие, где страшно, где нет возможности проявить эмоции, где у детей нет возможности (навыка) спросить: «А зачем? А почему?»

Где высокий уровень конкурентности. 

В системах, инфицированных буллингом,

Где на самом деле и нет сообщества и ощущения близости.

И вопрос не в том, что делать с конкретной игрой, а в том, как формировать сообщество. 

5. Что еще нам важно помнить о подростках.

Им не хватает эмоций в живом общении. Ощущение опасности – это концентрированные эмоции. (И нам важно вовлекать их в киноклубы, клубы настольных игр, важно стараться создавать эмоциональные связи в семьях и с семьями). Есть ли место, занятие, где есть возможности проявить, прожить эмоции, заниматься не только интеллектуальной деятельностью?

Фото Netflix

☀️ Они субъективно и объективно одиноки. Одинокого человека легче спровоцировать на что-то, создавая иллюзию близости и контакта.

☀️ Они ищут свою авторитетность и свое место – и это место важно «дать» или помочь найти, важно подчеркивать то, в чем они сильны (возможно, они смогут быть менторами для малышей, могут быть вовлечены в волонтерскую деятельность).

☀️ Романтизация смерти и ощущение своего персонального бессмертия. С подростками важно говорить о их ценности и ценности жизни.

☀️ Одна из особенностей подросткового возраста: временное выключение эмпатии, стремление к риску, сложности с торможением и оценкой рисков. Важно, чтобы у них была информация о том, какие изменения происходят в их возрасте (книги «Народжені бути вільними», Дик Свааб «Ты – это твой мозг» и др.), в чем с умеренным риском, позволенным нами, они могут испытать свои силы?


Ну и еще одно – неочевидное: часто дети в проявленной форме отражают то, что происходит у нас, у взрослых, в форме скрытой.  

Буду думать и дописывать (про малышей 8–10 лет нужно писать отдельно. И тут точно важен родительский контроль на контент, но обсуждения в семье).

Anywell публикует материал с разрешения автора.

Оригинал