Александра Глыбина,
инструктор йоги и сертифицированный звукотерапевт

Sound Healing или терапия звуком – относительно новый для Украины тренд. Сейчас такой вид расслабления начинают практиковать во многих клубах и студиях йоги. Мы решили разобраться, в чем смысл этой практики, действительно ли она работает и в каких случаях к ней стоит обращаться. За разъяснениями мы обратились к Александре Глыбиной, инструктору йоги и сертифицированному звукотерапевту.  


Александра, объясните, что такое звуковая терапия и чем она отличается от обычного прослушивания музыки? 

С одной стороны, звукотерапия – это вид забытой древней медицины, поскольку во многих культурных традициях была заложена идея того, что прикоснуться к истокам бытия можно через звук. Можно сказать, что звукотерапия – это лечение человека звуком. Простыми словами, это практика глубочайшего расслабления и гармонизации внутреннего состояния. Звучание сакральных инструментов помогает телу и психике настроиться на нашу природную частоту.

Можно сказать, что звукотерапия – это лечение человека звуком. Простыми словами, это практика глубочайшего расслабления и гармонизации внутреннего состояния.

Многие звукотерапевты боятся использовать слово “исцеление”, в то время, как за рубежом открыто говорят sound healing – именно исцеление звуком. Лично для меня не так важно название процедуры, как состояние гостей после практики. С помощью высокочастотных вибраций тело расслабляется, психика успокаивается, а мозг погружается в полумедитативное, а у кого-то и глубокое медитативное состояние. В такой безопасной обстановке как для психики, так и для тела активизируются наши спрятанные блоки, страхи и травмы, часто еще идущие из детства. Разницы между сеансом и просто прослушиванием музыки может и не быть, если человек не знает, куда он попал и, собственно, зачем. И это тоже опыт. Но то, что точно отличает звукотерапию от прослушивания музыки – это  высокочастотное звучание и намерение, заложенное до начала практики.  


Расскажите, где обучают этому мастерству и, в частности, где учились вы? 

Существует Британская академия звукотерапии, несколько школ во Флориде и Калифорнии. Из европейских школ я назову Академию звукотерапии Питера Хесса в Германии. Я планировала продолжить свое обучение именно здесь, но, к сожалению, из-за карантина не смогла поехать. Надеюсь, что мне все-таки удастся попасть в эту школу и обязательно познакомиться с Питером. Он изучает звучание более 30 лет. Мне повезло обучаться у его партнера и друга, мастера из Австралии Димитрия, который тоже больше 30 лет изучает звучание, йогу, цигун и холистическую медицину. Обучение, которое я проходила, построено также, как в немецкой академии, с той лишь разницей, что я проходила его в Таиланде.

Это был вау-опыт – у мастера в студии было больше 30 гонгов, отдельный склад чаш, бубнов, джембе, много эксклюзивных инструментов, которые он собирал и привозил со всего мира, и во время обучения мы могли все пробовать и исследовать. После сдачи экзамена я получила американскую сертификацию звукотерапевта. Помимо этого, в Таиланде я сертифицировалась и как преподаватель йоги. В сумме у меня аккредитация свыше 400 часов. Я знаю, что многие люди не обращают внимание на сертификацию, проходят какой-то модуль обучения и сразу начинают вести уроки или проводят собственные курсы. Я считаю, это поверхностный подход и невежество прежде всего к самому себе и к окружающему миру. Получив магистерскую степень по искусству в Кембридже, пройдя хорошую академическую закалку, я не могу не закрепить свою любовь к звучанию и йоге обучением, экзаменами и документами. Я за фундаментальный подход. Я уверена, что сертификация своего мастерства – это честный и ответственный подход к себе и к своим ученикам и клиентам.


Какие инструменты вы используете во время звукотерапии?

Вообще для саундхилинга используют бесчисленное количество инструментов – и диджериду, и шаманские бубны, и барабаны. На своих сеансах я использую кованные старинные и современные поющие чаши, тингши (караталы), колокольчики, гонг из Непала, наши украинские инструменты – “Шум ручья”, дивью, – все они обладают разной частотой звучания. Например, частота  ритуального тибетского колокольчика Гханта свыше 3700 Гц, частота непальских старинных чаш – 188 – 1242 Гц и только гонг звучит ниже всех моих инструментов, но он прекрасен и часто поднимает некие пласты из подсознания, которым давно пора было дать выход, чтобы разрушить как телесный, так и психический накопленный опыт. Я долго собирала свой гармоничный работающий сет, и продолжаю пополнять коллекцию по мере нахождения «своего» звучания.


В каких случаях лучше приходить на sound healing?

Эта практика, в первую очередь, устраняет негативное влияние стресса и различных негативных волн мегаполиса. Она нужна, если есть хроническая усталость, мышечные зажимы и спазмы, ослабленный иммунитет, возрастающее нервное и психическое напряжение, эмоциональные выгорание.  Каков эффект после? Это ощущение эмоционального отдыха, активизация внутренних сил, расслабление, наполнение энергией, ресурсное приятное состояние. 


Как проходит сеанс звукотерапии? К чему нужно быть готовым?

В классическом варианте человек приходит в студию, ложится, укрывается пледом и улетает (улыбается).  У меня есть мои авторские классы, на которых я миксую лучшее из йоги и саундхилинга. После йоги звук заходит потрясающе.  Мой класс звукотерапии состоит из обязательной пранаямы (дыхательной гимнастики) – чтобы настроиться и “почистить” ум и сознание, расслабить тело и легче воспринять звук. Потом идет медитация, после чего мы погружаемся в звук. Затем – выход из медитативного состояния. Тишина и практика благодарности.


Но нужно быть готовым и к вау-эффекту, мурашкам на коже, слезам, судорогам, головной боли и даже тошноте. Я не знаю, в каком состоянии и после чего человек ко мне приходит на практику.  Среднестатистического результата не существует. Это очень индивидуально и зависит от чувствительности к звуку и данных тела и психики. Не всегда это только расслабление, очень часто происходит глубокая структурная работа со страхами и травмами, вытесненными нашим подсознанием. Любой опыт классный, главное, не цепляться за результат и не ждать, что звук все исцелит, а самому работать не нужно. Нужно и очень много. И тогда звук станет вишенкой на торте, он поможет в работе над собой. 

Не всегда это только расслабление, очень часто происходит глубокая структурная работа со страхами и травмами, вытесненными нашим подсознанием.

Может ли звуковая терапия вызвать негативный эффект?

У меня такого опыта не было.


Существуют ли противопоказания для звукотерапии? В каких случаях не стоит практиковать sound healing?

Когда человек не в себе, в состоянии алкогольного/наркотического опьянения. При расстройствах психики. Во время болезни – звук может увеличить воспаление. Во время беременности на ранних стадиях и последних неделях тоже не рекомендуется. 

Обязательно ли это должно быть живое звучание или можно практиковать звуковую терапию онлайн?

Я предпочитаю живое звучание, но мои ученики из Америки и Англии иногда просят поиграть им на чашах и гонге после практики йоги онлайн, в прямом режиме. Я не знаю, работает ли это так же вживую, но если ребятам это помогает глубже расслабиться и восстановиться – почему бы и нет.