Велнес-тренд последнего времени — внутривенное введение препаратов для витаминизации, детокса, повышения иммунитета, продления жизни. Звучит отлично, но нет ли тут подводных камней?

Ежедневно в инстаграме я вижу рекламу киевской «клиники биохакинга», в прайсе которой значится «введение эксклюзивных фарм-препаратов» (детокс-сорбенты, витамины, аминокислоты, микроэлементы). Это невольно напоминает мне о том, как моя подруга, девушка нечеловеческой работоспособности, боролась с простудами. Её должность предполагала множество перелётов, вечные дедлайны и колоссальный груз ответственности. Когда организм не выдерживал и случался сбой в программе в виде высокой температуры, она перед началом рабочего дня отправлялась в известную киевскую клинику и просила её «прокапать». «Полтора часа, — рассказывала она, — и ты как новая». Между строк неявно читалось, что нечего лениться, надо работать и достигать, а не тратить время на бесполезные страдания и помехи карьере в виде простуд.


Помню, после её рассказа у меня возникли смешанные чувства. С одной стороны, не уважать такую позицию невозможно. С другой, если подстёгивать организм, как падающую от усталости лошадь, то в какой-то момент можно оказаться совсем не там, где планировал. В случае с моей подругой развитие истории оказалось неожиданным и предсказуемым одновременно: она уволилась на пике карьеры и последние несколько лет занимается психотерапией (в качестве пациента).


Эту историю можно было бы отнести к категории из ряда вон выходящих, если бы не одно «но». Сегодня модно работать на износ и при этом прекрасно выглядеть. Самая распространённая жалоба молодых женщин, которых принято относить к категории «успешных», — бессонница, нервы и хроническая усталость. Возможно, именно поэтому капельницы, которые обещают избавить от «побочных эффектов успешности», повысить иммунитет и насытить витаминами, переживают бум. О них пишут все мировые издания, от Tatler до велнес-вестника Goop (правда, иногда — на правах рекламы), а британский Vogue и вовсе включает в список глобальных трендов 2019 года.


Объясняя популярность этого вида терапии, адепты ссылаются на его изученность и доказанную эффективность. В качестве аргумента называют имя Джона Майерса, который изобрёл и первым популяризовал «Коктейль Майерса» — смесь веществ для внутривенного введения. В неё входили кальций, магний, витамины группы В и витамин С. Достаточно открыть википедию, чтобы узнать: «Коктейль Майерса» относят к сомнительным методам натуропатии. А некоторые эксперты и вовсе считают, что витамины внутривенно — примерно в той же категории, что и змеиное масло.


Как это часто бывает в последнее время, главным популяризатором велнес-капельниц стали соцсети и инстаграм. Фотографиями с катетерами и иглами в собственных предплечьях поделились, кажется, все мировые знаменитости, от Мадонны и Рианны до Кары Делевинь и Майли Сайрус. Всё это внушает доверие людям и заставляет их думать, что капельницы — это те же витамины, только быстродействующие и более эффективные.


Капельницы — и правда тот вид терапии, биодоступность которого максимальна. Это означает, что препараты мгновенно попадают в кровоток — в отличие от таблеток или сиропов, которые при пероральном применении действуют постепенно, частично поглощаясь тканями пищевода, желудка и печени. Биодоступность капельниц делает их незаменимыми при острых состояниях — например, при отравлениях грибами. Или алкогольной интоксикации.

Похмелье — пожалуй, один из немногих случаев, когда детокс с помощью капельницы действительно оправдан. Пациентам вводят вещества, которые помогают восполнить недостаток жидкости в крови, снизить в ней концентрацию алкоголя, выровнять баланс электролитов, купировать рвоту, тошноту и головную боль (раствор глюкозы, физраствор, магнезия и т. д.). Но вот насколько целесообразно внутривенно вводить витамины — большой вопрос. Хотя бы потому, что нужда в них должна быть подтверждена анализами, а дозировка витаминов — микроскопическая. С капельницей же вводится сверхдоза витамина, иногда в сотни раз превышающая норму.


В прошлом году Кайли Дженнер госпитализировали накануне «Оскара» — её организм плохо отреагировал на витаминный коктейль, который вводили ей внутривенно. Многие знаменитости в тот момент только пожали плечами: велнес-бары с капельницами в Лос-Анджелесе распространены практически так же, как спортклубы и салоны красоты. В интервью порталу Goop доктор функциональной медицины Робин Берзин, который руководит сетью Parsley Health, авторитетно разъясняет, что глутатион и витамин С хуже усваиваются обычным способом, так что внутривенное введение оправдано.


Однако в апреле ВВС опубликовал расследование, в котором откровенно предостерегает читателей от бездумного внутривенного введения препаратов. В интервью изданию Марсела Фьюса из Британской ассоциации диетологов говорит: «Данных о доказанном (полезном) эффекте вливаний нет, и они потенциально опасны», а диетврач Софи Медлин добавляет: «В медицинском учреждении никогда не станут ставить капельницу просто так, без крайней необходимости. Медицинское обоснование для того, чтобы вводить питательные вещества внутривенно, может быть только одно — если пищеварительная система пациента не работает».


Тем не менее капельницы сегодня предлагают активно, и не только клиники, которым право заниматься медицинской деятельностью дано лицензией Минздрава, но и салоны красоты. Достаточно арендовать кабинет и привлечь клиентуру из светских девушек и инфлюэнсеров. Их фото в Stories продадут внутривенных сеансов больше, чем любая реклама. И никто не станет задавать лишних вопросов о квалификации врача, составе препарата и медицинской лицензии.

А тем временем врачи предупреждают о рисках. Во-первых, для капельниц нужна стерильность, обеспечить которую можно только в медучреждении. Всё потому, что игла создаёт ворота для любой инфекции. Во-вторых, нужны показания. Их определяет не косметолог на глаз (или ориентируясь на жалобы клиента), а врач, после изучения анамнеза и по результатам анализов. В-третьих, нужна точная дозировка: те же витамины, введённые в неправильных дозах, могут обладать токсичным эффектом. В-четвертых, нужно понимать: капельница — серьёзная процедура, в ходе которой что-то может пойти не так. И от квалификации доктора зависит то, насколько быстро и успешно будут купированы последствия.


Любимый аргумент продавцов внутривенных вливаний — это то, что ритм жизни слишком высок, а организм не рассчитан на такие перегрузки. «Приспособить» его предполагается с помощью капельниц. То, что организм может быть не приспособлен и к ним, в расчёт не принимается. Соблазн отдать на аутсорс заботу о своём здоровье велик. Но будем откровенны: нормальный сон, отдых, физнагрузки, свежий воздух и ЗОЖ работают намного честнее.