В нынешних условиях пандемии самым распространённым и настораживающим симптомом COVID-19 является пропажа обоняния. Как только это происходит, вы себе незамедлительно выносите вердикт: всё, у меня точно коронавирус! А зря.


Давайте вместе с отоларингологом Дарьей Островской разберёмся, всегда ли нужно винить COVID-19 в том, что вы не различаете запахов? 


Дарья Островская,
отоларинголог


На самом деле полная потеря обоняния — аносмия, или частичная — гипосмия могут возникать абсолютно по разным причинам, будь то банальное ОРВИ или травма головы.


Запахи, попадая в наш нос, проходят несколько этапов на своём пути, прежде чем мозг их распознает. Первый этап — это обонятельные клетки в слизистой оболочке носа. Второй — обонятельный нерв, волокна которого расположены в верхних отделах полости носа (примерно между глаз). Оттуда волокна обонятельного нерва попадают в мозг, где происходит обработка и анализ вдыхаемого запаха.


Существует множество причин и заболеваний, при которых один из перечисленных этапов перестаёт функционировать. К ним относятся:

  • болезнь Паркинсона,
  • болезнь Альцгеймера,
  • возрастные нарушения,
  • отравление токсинами,
  • недоразвитие обонятельных путей,
  • черепно-мозговая травма,
  • срединные опухоли или другие образования передней черепной ямки,
  • курение.

В ЛОР-практике к таким заболеваниям относятся ОРВИ, грипп, синуситы, полипы, аллергия, новообразования полости носа, травмы носа, токсическое поражение слизистой.

Другими словами, если в носу есть воспаление, отёк или травма слизистой оболочки, механизм распознавания запахов нарушается и, как следствие, снижается или пропадает обоняние.

Но не стоит огорчаться! Простудные заболевания, как правило, быстро проходят, травмы заживают и обоняние восстанавливается. 


Самое главное — не ставить себе диагноз и не заниматься самолечением. Для определения точной причины пропажи обоняния и всей серьёзности этого процесса нужно как можно скорее обратиться к доктору. 

Читайте также: О масках и антителах: памятка тем, кто переболел COVID-19