Со Светланой Шубиной, директором департамента L’Oréal Luxe (представляющего на рынке бренды Lancôme, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani, Kiehl’s и другие), мы встречаемся в офисе компании. Светлана проводит короткую экскурсию, рассказывая о новом подходе к организации офиса L’Oréal: весь мусор здесь сортируется, в зонах отдыха есть шведские стенки и игровые приставки Sony PlayStation, много зелени и диванов для комфортной работы. В одной из лаунж-зон говорим со Светланой о новом стиле работы с командой, о том, каким должен быть руководитель, о её идеальном отдыхе и планах переплыть Босфор.

Светлана, вы уже 11 лет работаете в крупной компании, последние годы на должности топ-менеджера. Как считаете, вы реализованы?

Конечно же, не на 100%, ведь это нормально — стремиться к большему, есть много вещей, которые мне хочется ещё сделать. Одним словом — мне нравится то, что я делаю, как живу. Но при этом существует ещё очень много вызовов и новых возможностей, и я получаю огромное удовольствие, принимая их.

По моему мнению, главное — не только цель, к которой ты идёшь. Для меня самое важное — получать удовольствие от процесса, куда бы ты ни шёл. Твой день — каждый день, и проживать его нужно с удовольствием.

 

С чего начинается ваш день?

Мой день обычно начинается очень рано, вне зависимости от дня недели. Как правило, я беру в руки телефон, читаю новости (это не очень здорово, конечно, но мне нужно быть в курсе того, что происходит), пью кофе. Стараюсь приготовить себе какой-то здоровый завтрак.


Что входит в ваш здоровый завтрак?

Если мне очень лень, то это овсянка с какими-то фруктами. Если я люблю себя чуть больше, то это может быть зерновой хлеб, сыр, авокадо. Если я люблю себя ещё больше, то это может быть ещё и яйцо пашот. Но такое бывает чаще всего в выходные, когда у нас семейные завтраки. Ребёнку в будние дни я не готовлю, потому что у него школа с полноценным питанием. Этот выбор я сделала осознанно, потому что понимаю: я не та мама, которая будет готовить завтраки, обеды и ужины. Если я готовлю, что бывает нечасто, это праздник в доме. Я не знаю, по этой или другой причине, но мой сын сейчас мечтает стать шеф-поваром. Это очень необычно для мальчика, тем более в таком возрасте, но моя мама говорит: наконец-то в этой семье кто-то начнёт готовить! У нас в семье никогда не было культа еды. В моём понимании, она должна быть здоровой и простой.


Я не та мама, которая будет готовить завтраки, обеды и ужины.


Каким привычкам вы никогда не изменяете?

Первое — это всегда завтракать. Я никогда не выйду из дома, если не съем хотя бы что-нибудь. Потому что буду физически плохо себя чувствовать. И кофе. Не знаю, хорошая это или плохая привычка, но я пью очень много кофе. И день мой начинается как минимум с трёх эспрессо, иначе мой организм отказывается просыпаться.

Вторая железная привычка — всегда смывать косметику перед сном. И это вовсе не потому, что я работаю в L’Oréal и знаю много о косметике. У меня это, можно сказать, наследственное. И моя бабушка, и мама всегда уделяли много внимания уходу за собой. Поэтому я всегда тратила много денег на косметику, причём даже в более юном возрасте. И я не помню ни одного раза, чтобы я вечером не сняла косметику. С ней я просто не засну — ну, под анестезией разве что. В виду специфики работы, конечно, рутина по уходу постоянно меняется, хочется и нужно пробовать разные средства, но чаще всего возвращаюсь именно к вот этим моим фаворитам в уходе: это, например, пена для умывания Kiehl’s Calendula Deep Cleansing, маска с имбирём и гибискусом тоже от Kiehl’s и лифтинговая серия Lancôme Rénergie Multi-Lift. И ещё я постоянно пью воду, в день минимум 1,5 литра.


Мой день начинается как минимум с трёх эспрессо, иначе мой организм отказывается просыпаться.


Что вам важно в людях, которых вы берёте в команду?

Их стремление к новому и ответственность. Последнее особенно важно, потому что у нас есть такое понятие, как freedom within the frame (свобода внутри рамки) — то есть существует определённая рамка, которая в зависимости от позиции изменяется, но есть и свобода, когда каждый человек имеет право на принятие самостоятельного решения. Я считаю, в этом заключается сила моей команды, потому что мой дивизион самый компактный по количеству людей в компании, но при этом у нас самое большое количество брендов. У нас каждые две недели что-то происходит. Не существует момента, когда всё, сделали запуск, можем отдохнуть. Такого вообще нет. Всё время появляется что-то новое.

Команду тоже очень драйвит то, что я всегда говорю: ты — директор своего направления. Даже если это младший продакт-менеджер губной помады. Ты должен знать, какой у тебя бюджет, откуда берутся деньги, как их инвестировать. То есть человек уже на маленьком периметре может развиваться, и это очень помогает ему в дальнейшей карьере. У меня в жизни было очень много топ-менеджеров, и я точно знаю, каким должен быть руководитель и каким точно быть нельзя.


И каким должен быть руководитель?

Руководитель должен обязательно давать возможность брать ответственность на себя. Он должен также предоставлять право на ошибку, и человек должен не бояться сделать её. Если каждый раз, пробуя новое, возможно, ошибаясь, ты будешь переживать: мол, меня уволят, отругают, то ни к чему хорошему это не приведёт. Ну и мы продаём косметику, то есть, слава богу, не кардиохирурги.

Руководитель должен быть открытым, авантюрным в хорошем смысле слова, не бояться пробовать что-то новое. Иначе это стагнация и отсутствие любого развития.


Как топ-менеджер я вообще не приемлю людей, которые могут повысить тон и как-то грубо говорить с подчинёнными.


Что ещё важно в этом моменте: когда есть свобода внутри условных рамок, главное, чтобы люди понимали сверхзадачу и наши глобальные цели.

И, конечно, к руководителю должно быть не страшно приходить с любыми вопросами. Я говорю своим ребятам: моя дверь всегда открыта. Если даже я сомневаюсь, мы всё равно выйдем с каким-то коллективным решением.

 

Какой у вас режим работы в офисе?

Официально офис не работает по выходным, хотя, конечно, можно выйти в случае необходимости. Рабочий день у нас до 18.00. Я вспоминаю, что, когда только пришла, покидала офис не раньше 20.00. Очень много людей работали и до 22.00. Время не стоит на месте, сейчас есть возможность другого формата организации рабочего процесса.


Потому что ты не можешь быть успешным, эффективным, энергичным, если будешь жить только работой.


У тебя должны быть ещё какие-то другие интересы или просто время для себя. Конечно же, у нас есть планы, дедлайны по защите бюджетов, маркетингу, моменты, когда действительно нужно сделать сверхусилие, но ты можешь взять всю эту работу домой или пойти в кафе или другое место, где тебе лучше работается.

Сейчас мы не ограничены рамками офиса, чтобы работать эффективно. У нас группы, где мы переписываемся, почта. Этого сегодня вполне достаточно. При этом результативность не страдает.

 

Мне кажется, это отличный кейс, который может защитить от выгорания на работе.

Да, потому что определённая свобода рабочего процесса, не отменяющая, конечно, цели и достижение результатов, очень важна в современном мире. Если сегодня мне хочется поработать одной, я сяду на диване дома или в лаунж-зоне. Если мне надо поработать в команде, я буду в офисе. Да, к этому приходишь не сразу. А ведь когда-то мы начинали с бейджа, который фиксировал, во сколько человек пришёл и ушёл.


Но мы же не на заводе и качество работы не зависит от количества сделанных болванок. Я считаю, что свобода в работе с новым поколением — это залог успеха.


При этом они должны быть ответственными, что бы ни делали. И понимать, зачем они это делают. То есть быть частью результата и частью команды.

Как вы справляетесь со стрессом?

Прежде всего, я никогда не занимаюсь самокопанием. Было и было. Всё! Мне кажется, меня это сохраняет во многих и жизненных, и рабочих моментах. Да, приходит желание покопаться, проанализировать, что пошло не так и что было бы, поступи я иначе, но на это просто нет времени. Сейчас всё происходит так стремительно! Тебе важно сделать step back и понять, что делать дальше. Ну, собственно, так и в жизни. Рабочие стрессы — это нормально. Раньше я сильно переживала, я — гиперответственный человек. Но хотя бы перестала быть перфекционисткой. Потому что в мире мультизадачности это непозволительная роскошь.


Остаётся время на спорт?

Летом немного забросила. Пару лет назад я чётко занималась 3 раза в неделю: степ-аэробика, йога, пилатес. Потом я открыла для себя сквош. А затем занялась плаванием и вот уже два года хожу в бассейн. С сентября снова вернусь к плаванию, моя цель — Босфор. Я получаю огромное удовольствие от воды — это такая спортивная нагрузка, которая тебя не убивает, а наоборот, даёт энергию. В каком состоянии ты бы ни приходил в бассейн, ты выходишь вообще другим человеком. Потому что, когда плывёшь, ты входишь в какой-то такой ритм, и это своего рода медитация. И это тот вид спорта, которым я буду продолжать заниматься.


Ваш идеальный отдых?

Мой идеальный отдых — это дважды в год. Для меня идеальная страна — Италия. Я уже 5 или 6 лет ей не изменяю в отпуске. Я обожаю Адриатику. Ну, и Италия — это прежде всего люди, еда, совершенно иной ритм жизни.

Как правило, езжу с сыном, никогда бы не могла поехать в отпуск сама. Потому что, как я уже говорила, мне нужны люди. Мне сложно приехать на отдых и сразу найти друзей. Я же Телец, мне важно, чтобы на фоне любых изменений было что-то стабильное. И зимой однозначно езжу хотя бы на неделю кататься на лыжах.


Вы работаете в отпуске или отключаетесь от всего?

Раньше все говорили о life-work балансе и стремились к нему. Мне кажется, сейчас это уже неактуально. Сегодня лично мне ближе то, что называют integrated life. Но это, конечно, возможно только в том случае, если ты любишь работу и тебе нравится то, что ты делаешь. Лично мне это даёт возможность быть в контексте всего. Я не могу отпустить работу, она не может отпустить меня. Каждый день я на связи, меня это не утомляет, я ежедневно просматриваю рабочую почту, и это очень удобно, потому что после отпуска меня не ждёт 2000 непрочитанных писем, и я могу быстро включиться в работу.