Анна Андрусенко – сипециалист по коммуникациям, долгое время занималась реализацией и продвижением культурных проектов и инициатив, а сегодня работает в медицинской сфере. В течение последних 5 лет параллельно с основной работой Анна практикует икебану и показывает свои работы на Инстаграм-странице @way_flo. Мы расспросили, как и почему в ее жизни возникло такое хобби и почему икебана – это история о велнесе и принятии.


С чего все началось


Для меня икебана – это любовь с первого взгляда. Когда я практиковала каллиграфию в Украино-Японском центре, где вся группа состояла из людей, в отличие от меня, владевших японским языком. Через год я решила бросить каллиграфию, поскольку поняла, что не могу быть на уровне, и в один из таких вечеров, когда я решилась больше не возвращаться, встретила в коридоре преподавательницу по икебане, которая попросила помочь с монтажом выставки. У меня было всего 20 минут, а зайдя в зал, чтобы посмотреть на готовые работы, я осталась на 5 лет. В то зимний день для меня наступила весна, это было невероятное ощущение.

У меня было всего 20 минут, а зайдя в зал, чтобы посмотреть на готовые работы, я осталась на 5 лет. В то зимний день для меня наступила весна, это было невероятное ощущение.

Сегодня преимущественно участвую в международных конкурсах, выставках, был даже опыт преподавания детям. В прошлом году по приглашению Посла Японии в Украине мы сделали выставку к приему в честь Дня рождения императора в отеле InterContinental, это был очень высокий дипломатический уровень.


О личной трансформации


Икебана делает меня лучше в духовном и физическом плане. Не знаю, как будет завтра, но если говорить о творчестве, то я бы хотела понять ветер. Видеть красоту в том, в чем другие ее не видят, потому что абсолютно все люди красивы, просто не у всех взгляд глубокий. Японская красота – это эстетика додуманых образов и деталей, это всегда некая магическая недосказанность, шаг над пропастью … Я по-другому стала одеваться, по-другому выбираю себе окружение, стала глубже чувствовать природу и это мне помогло бороться со стрессом в большом городе. Икебана может быть хорошим вариантом для арт-терапии, как и любое творчество, она дает возможность проявить экспрессию, избавиться негатива, трансформировать его в нечто новое.


Фактически в моей жизни произошло два переломных момента – это знакомство с профессором Анжелой Лобастов, которая благодаря своим уникальным знаниям еще больше мотивировала меня заниматься этим, и прошлогодняя поездка на фестиваль Les Floralies de Nantes, один из старейших в Европе, который каждые пять лет проходит в Нанте. Там собрались топ-флористы и ландшафтные дизайнеры мира, а параллельно проходила икебанистическая программа моей школы Икенобо, которую возглавила профессор Магьер. Гран-при, кстати, взяли флористы, работавшие в японском стиле, а профессор получила награду за лучший ивент и прекрасно организованную выставку. Я, кстати, везде ходила в футболке с надписью Ikenоbo Ukraine и заметила, что это вызывает у людей когнитивный диссонанс. Поэтому для меня икебана – это еще и культурная дипломатия, где один бренд усиливает другой.


О разрушении мифов


Если честно, раньше я думала, что икебаной занимаются только пенсионеры. Но, когда я начала ездить на выставки, то увидела, что молодежь есть, к тому же это очень мотивированные люди. Иногда, это специалисты смежных профессий, работающие в креативных индустриях. Плюс, икебана – это занятие для небедных людей, в Японии, по крайней мере, этим занимается средний класс или выше. Уроки у хороших мастеров дорогие, например, у профессора моей школы, если взять средний европейской уровень, это 80 – 135 евро за занятие. Обучение дорогое, но уникальное. Я считаю, что икебану ты не можешь хорошо изучить онлайн, главные вещи должны быть переданы непосредственно от учителя к ученику. Мне в этом плане очень повезло – имею честь учиться у президента Восточноевропейского чаптера Икенобо профессора Анжелы Лобастов. Когда ты достигаешь определенного уровня, тебе присваивается имя, которое остается в истории школы навсегда. Оно состоит из двух иероглифов – твоего имени и имени твоего Сэнсэя, то есть Учителя.

Также раньше я думала, что заниматься икебаной можно только зная японский и будучи сторонником определенной религии. Оказалось, ты можешь быть икебанистом независимо от религии, языка и пола. Хотя до 19 века женщинам не разрешалось заниматься икебаной – такой была традиция, возникшая 500 лет назад в одном из храмов Киото, где первую икебану сделал монах в знак почтения Будды.


Еще есть такой стереотип, что икебана – это медитация, но на самом деле, это серьезное упражнение на концентрацию и сам акт создания работы является «вишенкой на торте», а сам «торт» при этом готовится 3 – 4 часа. Скажем, когда ты в пятницу идешь раньше с вечеринки, чтобы встать в 6 утра и 4 часа искать в лесу нужны ветви, потом ты все это готовишь, правильно подрезаешь, ставишь в воду, затем тебя ждет теоретическая часть, а только после этого – в течение часа-двух ты делаешь, собственно, работу, эту самую «вишенку».

Еще есть такой стереотип, что икебана – это медитация, но на самом деле, это серьезное упражнение на концентрацию и сам акт создания работы является «вишенкой на торте», а сам «торт» при этом готовится 3 – 4 часа.

О сроке жизни икебаны


Икебана живет в среднем неделю-полторы. Она не может жить дольше, потому что это выходит за пределы самой философии естественных циклов. Дома, когда ко мне приходят друзья, по лучшим японскими традициям, я создаю для них композицию и это мой эстетический презент. Разбираю ее только, когда она увядает.

Мне важно фотографировать свои работы и публиковать, чтобы видеть прогресс. Фактически мой Инстаграм – это некое портфолио. К сожалению, фото не представляет работы в полной мере, поскольку они всегда объемные, пахнут, собирают пространство ….


Об отличии икебаны от флористики


Я бы разделила все, что делают люди с цветами на три категории – красивые букеты, икебаны и цветочные поделки. Можно пожелать людям, которые хотят заниматься икебаной, хотеть не “заниматься икебаной», а стремиться развить более высокий эстетический уровень восприятия. Это может дать только хорошая школа икебаны и грамотные преподаватели, а также некоторое повышение своего культурного и интеллектуального уровня в целом. Принципиальная разница для меня – во флористике цветок теряет индивидуальность, в икебане это невозможно. Есть люди, которые создают букеты и флористический декор и продают это, а есть люди, которые занимаются современным искусством. Я принадлежу ко вторым.


Об экологичности


Сегодня в Украине много флористов отказываются от оазисов. Это флористические губки, материал, очень загрязняющий среду. Вместо этого они позаимствовали у икебанистов японские кензаны, такие железные круги с иглами, в которые втыкаются стебли растений после подрезания и таким образом хорошо держится форма. Это очень круто, это многоразовый инструмент, например, у меня есть кензан, которому более 70 лет. Также, нам обычно нужно меньше растений, чем флористам. Я, как икебанист, прошла специальное обучение по обрезанию деревьев, ведь для нас цветы не столь важны, как ветви, поэтому я точно хорошо знаю, как правильно работать с кроной, чтобы не испортить дерево. Когда мне дарят флористические букеты, я часто их раскладываю, чтобы посмотреть, как они скреплены внутри, и иногда вижу, как ужасно неправильно подрезаны растения, или стебли сломаны скотчем. Такой букет не сможет простоять более двух недель. К сожалению, это зря потраченные деньги.

Сегодня в Украине много флористов отказываются от оазисов. Это флористические губки, материал, очень загрязняющий среду.

О важных бонусах икебаны


Вокруг икебаны у меня появилось много других занятий, которыми я начала интересоваться. Например, чайная церемония, движение синрин-йоку – оно возникло еще в 80 годах, но именно сейчас в Европе и особенно в Скандинавии приобретает большое распространение. Хочу, чтобы и у нас в Карпатах были такие тропы, которые помогли бы снимать стресс и восстанавливать силы. Когда ты начинаешь заниматься традиционным японским искусством, то становишься на определенный путь и он на всю жизнь. Кроме того, я немного интересуюсь ландшафтным дизайном. Мало кто знает, но много крутых ландшафтных дизайнеров, не только японских, изучали икебану, она всегда была хорошим стартом. И, конечно, я мечтаю делать в Украине большие выставки икебаны.

Фото: Настя Подкова