Кареглазая девушка с длинной косой, тёмными глазами и румянцем на щеках — такими изображали украинок на народных картинах полтора века назад. Фольклорные записи подтверждают: тогдашняя эталонная красавица выглядела именно так.

Представление о красоте для традиционного общества тесно связано с представлением о «норме». Смысл жизни в том, чтобы она продолжалась, поэтому «хорошее» и «красивое» — то, что служит этой задаче и выполняет её лучше всего. Понятие красоты и требования к ней касались прежде всего молодых людей, потому что им предстояло жениться (выйти замуж) и родить детей. Красивыми считались тело и лицо, соответствующие «среднему» стандарту — в том числе и потому, что это означало отсутствие проблем со здоровьем.

 

Подробно о том, как представляли себе красоту украинцы полтора века назад, мы расспросили этнологиню и авторку книг о женском и мужском теле, брачных отношениях и народной магии украинцев Ирину Игнатенко.


Ирина Игнатенко

этнологиня, писательница, издательница, кандидатка исторических наук, доцентка кафедры этнологии и краеведения исторического факультета КНУ имени Тараса Шевченко


Волосы

 

Волосы — неизменный атрибут женской красоты. Их заплетали в косы и украшали. Волосы и то, как они убраны, были показателем жизненного статуса девушки или женщины. «Светить» ими, то есть не покрывать, могли только молодые невинные девушки. Как только девушка начинала жить половой жизнью, она должна была носить головной убор. В норме, по правилам традиционного общества, этот момент должен был случиться при вступлении в брак. Поэтому торжественное возложение головного убора — «повязать платок» — один из центральных элементов свадебного обряда. Если случалось так, что девушка рожала ребёнка до брака или вне его, она также должна была носить головной убор.


В языке осталось специальное наименование — «покрытка». Оно зафиксировало идею «покрытия» головы как определяющего признака для этого статуса.


Распущенные волосы — признак особого состояния или необычной ситуации. Не причёсываться могли в знак большой скорби, траура. В древности верили, что распущенные волосы носят ведьмы и женщины, имеющие магические знания. Даже бытовая магия использовала эту идею.

 

Чтобы остановить пожар, женщины распускали волосы и бегали так вокруг дома. Интересно, что замужние иногда снимали даже не одежду, а только платок. Сакральное значение волос так велико, что для символического обнажения этого было достаточно. Волосы словно приравниваются по значению ко всему телу. С их помощью можно было отомстить или навредить. Так, известно, что, если девушка несколько раз отказывалась выйти замуж за парня, он мог похитить у неё немного волос и подложить их в гроб. Считалось, что тогда она никогда не выйдет замуж. В контексте мужского тела многие культуры приписывали такую ​​магическую силу бороде.


Уход за волосами также занимал особое место в жизни древних украинок, и его окружали предрассудки. Так, мыть волосы нельзя было в «постные» дни — среду и пятницу. Иногда запрет распространялся и на понедельник. Даже расчёсывать волосы можно было не каждый день — этого нельзя было делать в пятницу и воскресенье, а также до восхода солнца и после его захода.

 

 

Самыми красивыми волосами считались чёрные и русые. Светлые и рыжие в традиционной украинской культуре были не столь популярны. Это касалось представлений и о мужской, и о женской красоте.


Лицо

 

«Чорні брови», «карі очі» и «біле личко», которые часто встречаются в фольклоре, действительно считались эталоном красоты. Причём такой стандарт распространялся и на парней, и на девушек. Если говорить о последних, то белую кожу должен был дополнять румянец. Те же фольклорные тексты зафиксировали этот идеал в сравнениях девичьего лица с калиной, ягодами и яблоком. Чтобы приблизиться к нему, девушки могли, например, натирать лицо растительным маслом с паприкой. На прохладном воздухе такая смесь вызвала жжение, и лицо краснело.


Особенности лица, которые современная культура ценит — ведь они формируют уникальную индивидуальность, — в традиционном обществе считались некрасивыми. Женщину или девушку с родинками и редким цветом глаз (в частности зелёным), скорее всего, сочли бы ведьмой. То же касается сросшихся бровей — Фриду Кало в украинском селе красавицей бы не назвали.


Из воспоминаний селянки Анны Демирской (1882 год)

«Осталася сама у хаті, я у самий перед вилізла на лавку і подивилася у зеркало, яка я на вроду: чи гарна, чи погана? Я довго на себе роздивлялася: я побачила у зеркалі гарненьку дівчину, коси чорни, брови чорни, очи темно-зелени блискучі із чорними скалочками і чорними обводками, вія чорни та довгі, смуглява, щоки червони, як крашанки. Я дуже була доволна: я побачила, що я була краща за всіх дівчат, з якими я гуляла. Це мене наче підштовхнуло, я така була цему рада, що я із лавки уже не злазила, а скочила на землю».


Тело

 

Говоря о теле, важно помнить об образе жизни, свойственном традиционному обществу. Каждый день был наполнен физическим трудом. Поэтому идеальным считалось тело, которое позволяло выполнять возложенные на него задачи.

И мужчины, и женщины должны были быть сильными. Поэтому идеальный мужчина — крепкий, выносливый и крупный. Образ жизни способствовал этому: существуют свидетельства, что в некоторых регионах Украины парни начинали косить в возрасте от 13 лет.


Красивой считалась женщина среднего или «пышного» телосложения. Существовала уверенность, что слишком тонкая не сможет хорошо выполнять физическую работу, а размеры крупнее принятых стандартов делают её неуклюжей.



Искусственная красота

 

К готовой, покупной косметике в позапрошлом веке относились отрицательно. Во-первых, покупка таких средств считалась роскошью и расточительством. Во-вторых, использование декоративной косметики связывали с пошлостью: считалось, что так делают женщины слишком свободных нравов или актёры. Но это не значит, что украинки не хотели и не пытались украшать себя. Наоборот — только использовали для этого натуральные средства.

 

Волосы украшали лентами, цветами, красивым птичьими перьями. Чтобы они были блестящими, мыли отваром из ромашки и крапивы. На Гуцульщине для мытья волос в воду добавляли квашеную свёклу, смазывали голову маслом. А ещё использовали для этого куриные яйца.


Чтобы хорошо пахнуть, натирались деликатным мылом или клали за пазуху мяту. Девушки, жившие ближе к городам, могли пользоваться духами. Чтобы дыхание было свежим, перед выходом в компанию не ели лук и чеснок. Высокий рост считался красивым, поэтому в сапоги могли подкладывать кусочки ткани. Чтобы грудь казалась больше, под рубашку тоже могли примотать ткань.

Чтобы скрыть веснушки, девушки смазывали лицо сметаной. А чтобы на нём был румянец, умывались особой водой — её «настаивали» на пасхальных крашанках. Брови подводили угольками, а для блеска губ (и защиты от мороза) их смазывали жиром.